17.11.2017
Американский аналитик по вопросам обороны Дерек Гроссман, работающий в корпорации RAND, полагает, что в будущем Китай может пожалеть, что когда-то позволил Индии вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества (China Will Regret India’s Entry Into the Shanghai Cooperation Organization).
С Индией и Пакистаном в качестве новых членов Шанхайской организации сотрудничества или ШОС, Китай, привыкший к бескомпромиссной власти и совместным обсуждениям, вероятнее всего столкнется с растущим количеством разногласии в региональной экономике и организации в сфере безопасности. По мнению Д.Гроссмана, вхождение Индии может в первую очередь мешать планам Пекина, в связи с геополитической конкуренцией между двумя азиатскими гигантами и отличающимися подходами антитеррористической деятельности.
Аналитик считает, что Пекин, возможно, не хотел, чтобы Индия присоединялась в ШОС. Россия первой предложила Индию в качестве члена, с одной стороны, чтобы дополнить двустороннее экономическое взаимодействие и обеспечение безопасности, а с другой, для ограничения растущего влияния Китая на организацию.
Россия все больше обеспокоена тем, что постсоветские члены ШОС, такие как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан слишком далеко продвигаются в геостратегическую орбиту Китая. Например, хорошо известно, что Москва уже давно откладывает реализацию китайских инициатив, которые позволили бы Пекину получить больше выгоды от региональной торговли, включая создание регионального торгового соглашения и банка ШОС.
Как полагает Д.Гроссман, поскольку Китай получает больше влияния в Центральной Азии, Москва со своей стороны может поддерживать Нью-Дели, чтобы временно укрепить положение России в замедлении или противостоянии китайских инициатив.
Действительно, во время недавнего визита в Москву Моди сказал: «Индия и Россия всегда были на одной стороне по международным вопросам». В дальнейшем, эта стратегия, вероятно, принесет большие дивиденды. Нью-Дели имеет большое беспокойство, связанное с деятельностью его основного конкурента Пакистана, спонсируемый Пекином на саммите ШОС-2015, чтобы сбалансировать поддержку Москвы в Индии, и по-прежнему крайне критично относится к так называемой «всепогодной дружбе» Китая с Исламабадом. В мае 2017 года Нью-Дели отказался направить делегацию на широко освещаемый в Пекине саммит «Один пояс и один путь», который был направлен на расширение торговых и инфраструктурных связей между Китаем и евразийскими странами.
Д.Гроссман напоминает, что согласно официальному заявлению Индии, флагманский проект «Один пояс и один путь» — Китайско-пакистанского экономического коридора — не проводился «таким образом, чтобы уважать суверенитет и территориальную целостность».
Индийская оппозиция оказывает сопротивление плану строительства коридора через спорный регион в Кашмире и связывания его с стратегически расположенным пакистанским портом Гвадар, побуждая премьер-министра Нарендру Моди снова озвучить вопрос в ходе его вступительной речи на саммите ШОС в прошлом месяце.
Нью-Дели, вероятно, продолжит критиковать коридор в контексте ШОС, поскольку, будучи полноправным членом, Индия имеет право протестовать против событий, которые не отвечают интересам всех членов ШОС. ШОС также предлагает еще одну общественную сцену для Индии, которая постоянно ставит под сомнение намерение исключительно близких отношений между Китаем и Пакистаном.
Индийско-пакистанские напряженные отношения временами обостряются, и Пекин может поддерживать обе стороны, чтобы использовать ШОС в качестве платформы для критики другой. В отсутствие крупного инцидента Пекин прекрасно справился с деликатностью этой ситуации. Когда в начале июня был поставлен вопрос положительно ли повлияет членство в ШОС на отношения между Индией и Пакистаном.
Представитель Китая Хуа Чунинг ответил: «Я вижу, что журналист из Пакистана сидит здесь, а журналисты из Индии сидят там. Может быть, когда-нибудь вы сможете сесть поближе друг к другу». Кроме того, неофициальный печатный орган китайских военных, The Global Times, опубликовал статью, в которой говорится, что членство ШОС в Индии и Пакистане приведет к позитивному двустороннему развитию.
Д.Гроссман думает, что даже если это чересчур оптимистично, это установило бы правильный тон, поскольку организация продвигается вперед. Но шансы для достижения желаемого Китаем результата малы.
Как считает аналитик, по-хорошему, Пекин не должен смотреть дальше Южной Азии. В этом регионе Индия и Пакистан являются членами многосторонней группировки, известной как Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии. Нью-Дели, наряду с Афганистаном, Бангладешом и Бутаном, бойкотировали прошлогодний саммит в Исламабаде, поскольку считали, что Пакистан стоит за террористическим нападением на базу индийской армии.
Даже с официальным запретом на обсуждение двусторонних вопросов в ходе своего разбирательства, СААРК постоянно измучивается вторжением жалоб между Индией и Пакистаном. Пекин, вероятно, может сохранить своего близкого союзника Исламабада в ШОС, но по отношению к Нью-Дели, этого, скорее всего, не произойдет.
Безопасность Афганистана, отмечает Д.Гроссман является еще одной серьезной проблемой, с которой сталкивается ШОС. Неотъемлемым компонентом организации является Региональная антитеррористическая структура, направленная на борьбу Китая с «тремя злами» — терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
Несмотря на это, Индия, скорее всего, обстоятельно и обоснованно будет выделять противоречия между установленной Китаем антитеррористическими целями и реалиями своей политики. В частности, Пекин неизменно смотрел в другую сторону, так как пакистанские разведывательные службы продолжают поддерживать террористические группы в Афганистане, в том числе афганских талибов и группировку Хаккани.
Более того, поскольку Индия особенно близка к афганскому правительству, она может попытаться помочь Афганистану перейти от статуса наблюдателя к статусу полноправного члена ШОС. Это дало бы Индии еще большую силу в группе и способствовало бы укреплению позиции России.
Затяжные пограничные споры и острую геостратегическую конкуренцию в Южной Азии между Китаем и Индией, скорее всего, может смягчить любое сотрудничество, которое Пекин может достичь с Нью Дели в рамках ШОС. Развернувшийся спор Доклама, в котором китайские и индийские войска находятся в противостоянии, является лишь последним примером напряженных отношений в нескольких точках вдоль их сухопутной границы.
Сохраняется взаимное недоверие на морских территориях, а индийское правительство не так давно укрепило свои позиции в стратегически важной Андаманской и Никобарской цепи островов, чтобы противостоять предполагаемой китайской стратегии — «нить жемчуга», которая нацелена на захвате доступа к военно-морским портам по всему Индийскому океану, которые могут быть военным преимуществом во время конфликта. Скорее всего, такие взаимные недоверия, повлияют на переговоры в ШОС, возможно, непредсказуемыми способами.
Хоть Индия и может являться нежелательным добавлением и раздражителем для Пекина в ШОС, по мнению Д.Гроссмана, Китай не так уж и сильно нуждается в ШОС для достижения своих региональных задач. Со дня основания в 2001 году, ШОС предоставила Пекину продуктивный путь к взаимодействию с соседями, где все еще преобладает Москва.
Но сегодня экономическая и военная мощь Китая делает его самим по себе более грозным – влияние которого только усиливается, в то время как российское влияние одновременно отступает. Например, если бы даже Индия отвергла бы вступление в пекинскую программу «Один пояс и один путь», Китай останется ведущим торговым партнером Индии и важным рынком для всех стран Центральной и Южной Азии, оставляя им несколько привлекательных вариантов.
Вступление Индии в ШОС, как считает американский эксперт, в то же время может поставить Пекин в неудобное положение в обеспечении важной роли в организации, в организации работы внутри организации или за ее рамками. Полный провал в ШОС был бы неприемлемым для Китая, из-за его ведущей роли в организации форума.
В заключении, Д.Гроссман делает прогноз, что независимо от пререканий между странами, которые могут вспыхнуть, Пекин может ожидать еще одно проявление важности ШОС со всей помпезностью и обстоятельствами на следующем саммите в июне 2018 года. Китай как принимающая сторона сделает этот результат еще более вероятным.
Источник: https://www.rand.org/blog/2017/07/china-will-regret-indias-entry-into-the-shanghai-cooperation.html