НОВОЕ
на сайте

Главная Пояс и Путь КАЗАХСТАН В НОВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПОЯСА И ПУТИ»: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ

КАЗАХСТАН В НОВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПОЯСА И ПУТИ»: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ

23.10.2023
17-18 октября в Пекине состоялся Третий Международный Форум «Пояса и пу-ти», — одно из «знаковых» событий, определяющих перспективы не только инфра-структурного развития Евразии, но и ставящего новые вопросы трансформации миро-вого политико-экономического порядка как в регионе Центральной Азии, так и в ми-ре в целом. Нарастающее противоречие между богатым Севером и «глобальным Югом», в концептуальном виде, неолиберальной перспективой, руководимой Запа-дом, и коммунитаризмом «незападных стран», сегодня достаточно жестко проявляет-ся в целом ряде международных конфликтов и «зон разломов». Формирование взаи-моприемлемой платформы сближения становится актуальным дискурсом в целях устойчивого развития мировой экономики. С нашей точки зрения, инициатива «Пояса и пути» является не альтернативой западного пути, а своего рода концепцией синер-гии и структурной состыковки реального потенциала различных национальных эко-номик и региональных рынков между собой.
По-большому счету успех китайской экономики последнего времени и нынеш-нее вхождение ее в «проблемную зону» достаточно сложных экономических проблем, связанных как с диспропорциями внутреннего развития, так и с «новой нормально-стью» мировой экономики, связан с тесной взаимосвязанностью и, одновременно, конкурентностью, граничащей с конфронтационностью Китая и Западного мира. Объективно, Китаю удалось во время «заскочить на подножку» уходящего «поезда модернизации Запада» и извлечь из этого безусловную выгоду, о чем свидетельствует объем их взаимной торговли и инвестиций между собой, как и современный характер качественных итогов экономического развития Китая. В результате такого симбиоза Китай сегодня превратился из развивающейся страны в гиганта мировой экономики, способного вносить изменения в существующие «правила игры», инициируя новые проекты развития, вовлекая различные страны, особенно «глобального юга» в строи-тельство нового порядка экономических отношений. Полагаю, что именно поэтому «Пояс и путь» воспринимается Западом в качестве «вызова», хотя плоды этой иници-ативы в виде модернизированной инфраструктуры экономик развивающихся рынков весьма полезны и Западу в целом. Центральная Азия, постепенно выходя из своего «периферийного статуса» также вовлекается в конкурентную борьбу различных крупных мировых субъектов и возглавляемых ими перспектив и моделей развития. Очевидно, с этим связана сегодня популярность диалогового формата «С5+», в кото-ром ведется обсуждение перспектив позиционирования Центральной Азии в том или ином контексте. Активное участие Казахстана в «Поясе и пути» свидетельствует не только о заинтересованности нашей страны в китайских инвестициях, модернизации инфраструктуры и доступе на обширный рынок соседей, но также и о всеобщей заин-тересованности, как со стороны Запада, так и со стороны Востока, включая развер-нувшуюся «на Восток», Россию, в новой роли Казахстана, как пространства синергии различных моделей, принципов и потенциалов гармонизации нарушенного ныне эко-номического взаимодействия. На территории нашей страны в настоящий момент успешно работают не только компании разных стран, для которых созданы беспреце-дентно гибкие, фактически индивидуально настроенные преференциональные усло-вия работы, но и формируются интегрированные экономические модели взаимодей-ствия, из какого бы «цивилизационного корня» и страны они не происходили. Казах-стан является своеобразным «синэргетическим хабом» в центре Евразии, сближаю-щим расходящиеся и, закрывающиеся по политическим мотивам, рынки. Конфронта-ционный геополитический запал удивительным образом преодолевается на этой тер-ритории, уступая место компромиссам и обнаружению совместных точек роста и со-трудничества. Думается этим объясняется значимая роль, которую сегодня отводят Казахстану ведущие «игроки».
Первое десятилетие реализации «Пояса и пути», инициированного в Казах-стане, продемонстрировал достаточно успешный выбор китайским руководством сво-его модельного со-партнера, — Казахстана для его продвижения. Именно в нашей стране, можно сказать образцово, реализуются совместные с Китаем проекты сотруд-ничества, показывая вполне конкретные результаты взаимодействия по линии «Пояса и пути». Примером могут служить диверсифицированные маршруты поставок нефте-газовых ресурсов на мировой рынок; формирование безопасных, стабильных и гаран-тированных государством мультимодальных транспортных коридоров между Восто-ком и Западом; реализация на деле перестройки промышленного и сельскохозяй-ственного комплекса страны на современной основе при поддержке китайских инве-стиций и технологий в 52 проектах совместной индустриальной программы сотруд-ничества; расширение возможностей для освоения китайского рынка казахстанскими предприятиями продовольственного кластера; ориентация в соответствии с Новой Экономической Программой Казахстана стратегии на увеличение доли обрабатыва-ющих секторов экономики с участием зарубежного, в том числе, китайского капита-ла.
Однако, очевидно, что второе десятилетие реализации инициативы «Пояс и путь» будет реализовываться в условиях разворачивающейся геополитической борьбы не только основных центров силы, но и крупных экономических систем отношений за формирование новых «правил игры» в мировой экономике. С этой точки зрения, «Пояс и путь» имеет шанс стать не только идеологической платформой взаимодей-ствия экономических субъектов в новых условиях, но и способствовать глубокой трансформации мирового порядка в целом. На наших глазах происходит новая поля-ризация и структуризация мировой экономической системы. Запад не может в полной мере гарантировать устойчивость американоцентричной экономической модели раз-вития мира. Линейная перспектива неолиберальной конструкции экономического со-трудничества сменяется сетевой, зонтичной системой взаимодействия актуальных рынков. В этом плане было бы целесообразным рассматривать перспективу синергии автономных и быстро развивающихся рынков, имеющих собственные интегрирован-ные «правила игры». Роль «Пояса и пути» может быть значимой в этом отношении как связующего звена между ними и как нового интегрированного внешнего рынка Китая.
Инициатива «Пояс и путь» в течение первого десятилетия своего развития ха-рактеризовалась стратегией экстенсивного расширения, когда посредством диплома-тических усилий Китаю удалось «пригласить» к участию в ее реализации 147 госу-дарств и три десятка международных организаций. При этом степень участия у стран оказалась разной, как и потенциальный вклад. Стратегия вовлечения в проекты ини-циативы «Пояса и пути» опиралась, главным образом, на инструменты дипломатии «soft power», что предусматривало достаточно серьезные инвестиционные вложения и преференции со стороны Китая для стран-участниц с не всегда просчитываемым эф-фектом. Однако, безусловным результатом такой политики Пекина можно назвать создание достаточно гибкой платформы взаимодействия между странами, выступаю-щей привлекательной альтернативной существующей системе «иерархических» эко-номических отношений в мире на основе американского унилатерализма. Примером этого может служить создание собственной финансово-банковской архитектуры «По-яса и пути» в виде Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций, Фонда Шелко-вого Пути и собственных возможностей Эксимбанка и Банка развития Китая. Однако, зачастую деятельность этих инструментов регламентируется политической целесооб-разностью в большей степени, чем экономической выгодой конкретных хозяйствую-щих субъектов, особенно из сферы малого и среднего бизнеса. Первый этап реализа-ции «Пояса и пути» характеризовался по-большей части экономической экспансией крупных предприятий КНР под государственным контролем и гарантиями. Расшире-ние же сотрудничества Китая со странами в рамках инициативы предполагает вовле-чение в проекты разнообразных хозяйствующих субъектов, отвечающих актуальным бизнес-запросам разного уровня. В частности, в Казахстане в инвестиционном порт-феле НК АО «Kazinvest» существует достаточно большое число неудовлетворенных коммерческих предложений от предприятий малого и среднего бизнеса с небольшим объемом финансирования. Интересно, что в речи Председателя КНР Си Цзиньпина на 3-ем Международном Форуме «Пояса и пути» этому аспекту было уделено особое внимание. Так, китайский лидер предложил: «Китай будет комплексно продвигать реализацию не только мегапроектов, но и проектов, некрупных по масштабу, зато эффективных с точки зрения улучшения благосостояния народа. В качестве рыночной и коммерческой поддержки проектов в рамках «Одного пояса и одного пути» Банк развития Китая и Эксимбанк Китая будут создавать кредитные линии в размере по 350 млрд китайских юаней, а Фонд Шелкового пути будет увеличен на 80 млрд ки-тайских юаней. На Конференции главных исполнительных директоров (CEO) в рам-ках нынешнего Форума были подписаны соглашения о сотрудничестве на сумму 97,2 млрд долларов США. Китай будет реализовывать еще 1000 маленьких проектов для улучшения жизни людей».
Другой актуальной проблемой нового десятилетия инициативы «Пояса и пути» является неэффективность участия в ее реализации целого ряда стран. В этой связи представляется важным провести своеобразный аудит эффективности участия в «По-ясе и пути» как отдельных стран, так и целесообразности, перспективности того или иного транспортно-логистического коридора для общих интересов стран-участниц. Думается, важно и самим странам объективно оценить возможность и потенциал уча-стия в «Поясе и пути». Представляется важным принять общие правила и критерии состоятельного участия в инициативе. Что было также озвучено в речи Председателя КНР: «строить «честный путь». Китай намерен с партнерами опубликовать документ под названием «Достижения и перспективы строительства честного ОПОП», вырабо-тать «Продвинутые принципы строительства честного ОПОП», создать систему оценки честности предприятий ОПОП». Под «честностью» здесь понимается именно дееспособность и эффективность участия той или иной страны в инициативе «Пояс и путь», в объективной оценке каждой страной своих реальных возможностей участия.  Это необходимо в контексте появления целого ряда стран, которые не имеют воз-можности полноценно принять участие в реализации данной инициативы или в кото-рых на данном этапе есть обстоятельства непреодолимой силы, например, они нахо-дятся в состоянии войны или под санкционным режимом. Такие страны являются се-годня серьезным препятствием на пути эффективной работы «Пояса и пути». Для по-добных государств предполагается выработать «специальные рекомендации» по дальнейшему сотрудничеству в рамках инициативы.
Для дальнейшего успешного участия Казахстана в инициативе «Пояса и пути» одним из важных проектов эффективной транспортной логистики через территорию Казахстана является актуализация срединного пути ТМТМ (Транскаспийского Меж-дународного Транспортного Маршрута). Это направление было также отмечено в вы-ступлении китайского лидера: «формировать взаимосвязанную транспортную сеть на пространстве инициативы «Один пояс и один путь». Будем активизировать высоко-качественное развитие контейнерных поездов по маршруту «Китай-Европа», присо-единяться к строительству Транскаспийского международного транспортного кори-дора, на высоком уровне проводить Форум международного сотрудничества в области грузовых поездов «Китай-Европа», общими усилиями создавать новые логистические коридоры на евразийском континенте с опорой на прямые железнодорожные и авто-мобильные перевозки». Казахстан выразил намерение в течение ближайших трех лет построить совместно с китайскими партнерами 1 300 километров новых железнодо-рожных путей, о чем было сказано казахским Президентом Касым-Жомартом Токае-вым на международном форуме в Пекине 18 октября. Также на границе между Казах-станом и Китаем планируется открыть третий железнодорожный пункт пропуска и построить новые сухие порты… Казахстан имеет потенциал стать крупным транс-портно-логистическим узлом на международном уровне, соединяя север и юг, запад и восток континента. Сегодня, около 85% всех наземных транзитных перевозок из Ки-тая в Европу проходят через Казахстан. В эту отрасль за последние 15 лет было вло-жено более 35 миллиардов долларов. В ходе визита Президента Казахстана в Китай состоялась его встреча с руководством CRRC Corporation Limited и подписано соот-ветствующее соглашение между АО «Национальная компания «Казахстанские же-лезные дороги» и CRRC на сумму $1,3 млрд. Документ предусматривает приобрете-ние 200 маневровых и магистральных тепловозов, создание инжинирингового и сер-висных центров обслуживания в Казахстане. Таким образом, Казахстан наметил практические шаги по реализации транспортно-логистического сотрудничества в рамках «Пояса и пути». Однако, все же остается достаточно «чувствительным» во-прос о ширине колеи железнодорожного полотна, ведущего из Китая в Европу через Казахстан. Как известно, пока Казахстан использует стандарты бывшего СССР и ны-нешней России с широкой колеей и бизнесмены, работающие в транспортной сфере вынуждены нести серьезные издержки при пересечении границы Казахстана и Китая. В частности, требует дополнительного времени и средств «перебортовка» вагонов с контейнерами на границе с целью перевода с одного стандарта на другой. Как отме-чают эксперты, существуют серьезные проблемы с реализацией проекта строитель-ства железнодорожного коридора из Китая через Кыргызстан и Узбекистан из-за не-ясности финансирования проекта Кыргызстаном. Все это может сказаться на стоимо-сти и сроках доставки грузов между Китаем и ЕС. Также в «срединном коридоре» ТМТМ есть определенные проблемы, связанные со снижением уровня Каспийского моря, что может заметно осложнить вопрос транспортировки грузов. По заявлению заместителя министра экологии и природных ресурсов Азербайджана «за последние десять лет уровень Каспийского моря снизился на 114 сантиметров».
Несмотря на это, нынешнее позиционирование Казахстана как одного из клю-чевых и равнозначных партнеров как Запада, так и Востока, позволяет создать модель синергии разнообразных интегрированных систем, что может сделать инициативу «Пояса и пути» более эффективной и интегрированной в современную мировую эко-номическую систему. Казахстан обладает хорошей деловой репутацией и имиджем «честного брокера» во взаимоотношениях с Западом. Это было успешно продемон-стрировано во время визита Президента Касым-Жомарта Токаева в США и Герма-нию. Страны Запада воспринимают Казахстан в качестве эффективного и заинтересо-ванного партнера в рамках разнообразных Евро-Азиатских форматов межстрановых взаимосвязей. Поэтому значение Казахстана как реального транспортно-логистического и коммуникационного хаба между Западом и Востоком будет возрас-тать, имея в виду и тесные связи с Россией по линии ЕАЭС и Китаем в рамках «Поя-са и пути».
Особое значение в этом плане имеет наметившееся интегрированное простран-ство Центральной Азии как для потенциального участия в различных транспортно-логистических схемах взаимодействия Востока и Запада, Севера и Юга, так и в плане самодостаточного и растущего рынка потребления в 80 миллионов людей при усло-вии формирования единого рыночного пространства Центральной Азии, обеспечива-ющего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

А.Амребаев, специально для Центра по изучению Китая