22.07.2020
Президент США Д.Трамп неделю назад подписал закон о санкциях против Китая из-за ситуации с Гонконгом – формальным поводом для введения экономических санкций выступило решение Пекина разработать новый закон о национальной безопасности САР Гонконг, который, по мнению, Вашингтона, меняет сложившуюся модель «одна страна, две системы».
С другой стороны, не берется во внимание тот факт, что при внешней поддержке в Гонконге больше года продолжались массовые политические протесты, и введение Пекином дополнительных мер безопасности в САР является естественной реакцией на новые риски дестабилизации (хотя, например, в июне т.г. Трамп вообще был готов применить армию против своего народа в ходе массовых беспорядков в США под лозунгом «Black lives matter», что до сих пор вызывает самые острые дебаты в американском обществе https://www.usatoday.com/…/esper-milley-grilled…/5404056002/).
Согласно решению Трампа по Гонконгу, санкционные ограничения могут быть введены против людей и компаний, участвовавших в разработке и принятии закона о национальной безопасности в Гонконге. Отдельным указом Трамп также лишил Гонконг особого экономического статуса. По его словам, такое решение станет «новым мощным орудием для того, чтобы привлечь к ответственности тех, кто участвовал в уничтожении свобод в Гонконге». Тем самым, намеренно и последовательно создается медийная картинка, в которой Трамп якобы переживает за развитие демократии и ситуацию с правами человека в Гонконге.
Также американский президент подписал исполнительный указ, лишающий специальный административный район особого экономического статуса. Он пояснил, что это означает отмену привилегий, особого отношения в экономической сфере и экспорта технологий особой важности. По мнению Трампа, такое решение станет «новым мощным орудием» для того, чтобы привлечь к ответственности тех, кто участвовал в уничтожении свобод в Гонконге.
«Больше никаких привилегий, никакого особого экономического режима и никакого экспорта чувствительных технологий, — сказал Трамп и подписал два документа: принятый конгрессом закон о санкциях и отдельное президентское распоряжение. — Отныне мы будем относиться к Гонконгу так же, как к материковому Китаю». После этого, по словам президента Трампа, Гонконг уже не сможет конкурировать со свободными рынками. «В будущем мы значительно нарастим объемы бизнеса, так как мы только что потеряли одного конкурента», — сказал Трамп.
Сначала Вашингтон запретил экспорт оборонной продукции и высоких технологий в Гонконг. Потом Конгресс США принял закон, позволяющий вводить санкции в отношении китайских официальных лиц, причастных к нарушениям прав человека в автономии. Ограничения вводят также против банков, которые после введения таких санкций еще по меньшей мере год будут сознательно иметь дело с этими чиновниками.
Трамп дал своему офису 15 дней, чтобы подготовить отмену преференций в торговле, уравнять в правах держателей гонконгских паспортов с обычными китайцами, прекратить тренировать полицейских и приостановить соглашение об экстрадиции. Эксперты обращают внимание, что в документе особо подчеркивается, что никакое его положение не может быть истолковано как «разрешение на применение военной силы против Китая».
Также в законе предусмотрен механизм отмены санкций и исключения лиц и организаций из санкционного списка. В разделе 15 своего рекламного указа «Executive Order on Hong Kong Normalization» Трамп оставил себе лазейку для нормализации отношений с Пекином, где он отметил, что «если, основываясь на рассмотрении условий, обязательств и ожиданий, выраженных в совместной декларации, я определю, что изменения в действиях Китая гарантируют, что Гонконг будет достаточно автономным, чтобы оправдать дифференцированный режим в отношении КНР в соответствии с законодательством США, я пересмотрю сделанные постановления и действия, предпринятые и направленные в соответствии с этим указом» (https://www.whitehouse.gov/…/presidents-executive-order-ho…/).
Американские эксперты уже говорят о том, что благодаря решению Трампа по Гонконгу на самом деле больше теряют США, нежели Китай. Кроме того, они утверждают, что своими действиями Трамп вряд ли заботится о демократии в Гонконге. На самом деле Трамп пытается отвлечь внимание американской аудитории от самой худшей в мире ситуации, сложившейся в США под влиянием эпидемии COVID-19.
(https://edition.cnn.com/…/meanwhile-in-america-j…/index.html)
Самый популярный американский телеканал CNN посвятил развернутый репортаж Гонконгу (https://edition.cnn.com/…/hong-kong-special-stat…/index.html). В частности, в нем говорится, что в отношении Гонконга президент Трамп в очередной раз выбрал драматическую, но обреченную политику, которая мало навредит Китаю, но еще больше изолируя США от своих союзников. Американские эксперты отмечают, что как и текущая торговая война Трампа, его санкционная политика в Гонконге направлена на то, чтобы наказать Китай, не беспокоясь об эффективности действий или стоимости для американских интересов. Они называют удаление Вашингтоном особого таможенного статуса Гонконга «беззубым и скорее символическим» действием, нежели мерой по оказанию давления на КНР.
Авторитетнейший американский «мозговой» центр Институт мировой экономики Петерсона (Peterson Institute for International Economics), уже выразил свое мнение по этому вопросу. (https://www.piie.com/…/china-economic-watch/trumps-latest-m…)
Его эксперты напоминают, что экономика Гонконга состоит в основном из финансовых, логистических и других услуг, а не из промышленных товаров. Из общего гонконгского экспорта в США в размере 45 млрд. долл. только 1% фактически производится в Гонконге и имел право на низкие американские тарифы. Большая часть экспорта Гонконга в Соединенные Штаты – это товары, произведенные в КНР, которые реэкспортируются через Гонконг и уже облагаются такими же высокими тарифами, как и товары, которые Китай экспортирует напрямую. Тем самым, «санкционный удар Трампа» бессмыслен.
В целом вывод таков: Гонконг и американские интересы, а не Пекин, станут главными жертвами решения Трампа отказаться от особых отношений. Двусторонний бесплатный обмен валюты, льготный таможенный режим и безвизовый режим сделали Гонконг центром американской торговли в регионе. В 2018 году иностранные инвестиции США в Гонконге составили более 82 млрд. долларов.
В мегаполисе работают более 1300 американских компаний (представлены в сферах торговли, финансов и услуг), из которых около 800 являются региональными офисами или штаб-квартирами. САР является важным рынком для американского экспорта мяса и сельскохозяйственной продукции (Гонконг является 3-им крупнейшим рынком для американского вина и 4-м — для говядины). В 2019 году положительное сальдо торгового баланса США с Гонконгом составило 26 млрд. долларов, что является самым высоким показателем среди американских торговых партнеров.
Отменив особый статус Гонконга, президент рискует отказаться от американских предприятий, базирующихся в городе. Наряду с более высокими тарифами на товары, которые они отправляют обратно в Соединенные Штаты, эти предприятия могут со временем подвергнуться более строгому контролю за доступом и использованием американских технологий. Наиболее важно здесь, по мнению американских экономистов, то, что неспособность сохранить особый статус Гонконга вызовет реакцию Пекина, поскольку в свою очередь Китай возможно рассматривает ужесточение регуляторного контроля над налоговой, нормативной и правовой системами, которым подчиняется американский бизнес в САР.
По мнению CNN, «уход от ситуаций, которые бросают вызов интересам США, как это сделал Трамп с Гонконгом, только чтобы спрятаться за стеной все более высоких барьеров, только приведет к тому, что Китай вряд ли будет ограничен, а вот Америка — все более одинокой» (https://edition.cnn.com/…/hong-kong-special-stat…/index.html).
Соединенные Штаты действительно вызывают уважение таким наличием плюрализма мнений. Кроме того, восхищение вызывает решимость американцев защищать свою позицию (даже если она идет в разрез с мнением своего президента), здесь достаточно вспомнить как Twitter скрывал неадекватные политические заявления Трампа в июне т.г. На основе этого можно предположить, что американский бизнес, который сейчас стал заложником малопонятной ему электоральной игры, еще напомнит ему о себе в ноябре т.г.
Что в целом может означать сложившаяся ситуация?
Первое. Президент Дональд Трамп распорядился отменить только часть привилегий, но воздержался от объявления полномасштабной войны санкций, способной подорвать статус Гонконга как мировой финансовой столицы и проводника капитала в Китай. Трамп воздерживается от начала валютной войны против Гонконга с целью подорвать основу его финансового могущества — привязку курса местного доллара к американскому. В целом Вашингтон готов обострить противостояние и ввести санкции — визовые, торговые и финансовые. Не все эксперты уверены в их эффективности, но большинство сходится во мнении, что Белый дом будет нагнетать давление вплоть до ноябрьских президентских выборов, дающих Трампу шанс на второй срок. Наличие правовой лазейки по снятию санкций дает основания полагать, что после выборов вопрос может быть снят (или самим Трампом, или более успешным кандидатом на выборах, который возглавит США).
Второе. Тем самым, можно сказать и то, что своими действиями Трамп серьезно подыграл Пекину и оставил протестующих в Гонконге без прямой американской поддержки. Вашингтон разыграл свою классическую схему: в условиях кризиса, когда приходит понимание, что победы достичь невозможно – США самоустраняются. Конечно, вводятся санкции, разворачивается информационная пропаганда, делаются заявления (в основном, чтобы «сохранить лицо»). Теперь протестующие группы не могут рассчитывать на поддержку США. На политическом языке это также значит и то, что этим июльским указом Трамп фактически признал победу Пекина в Гонконге. Подписав этот документ, он дал понять гонконгцам «ребята, вы держитесь, мы вас в целом поддерживаем, видите – даже санкции ввели, но, извините, у меня сейчас выборы». Вроде как оправдание, которое в ближайшие месяцы он сможет озвучивать во время своих электоральных речей: «ведь я же сделал серьезный шаг против Китая и его диктатуры». Но протестующим группам в Гонконге от этого ничего не будет.
Третье. Ввод санкций в отношении Гонконга – это очередной внешнеполитический блеф. Давно уже доказано, что американские санкции не приносят видимого ущерба, на который они направлены. В частности, санкционный режим в отношении Ирана или России не дал того результата, который ожидал Вашингтон (об эффективности американских экономических санкций имеется множество исследований американских ученых https://web.stanford.edu/…/i…/Readings/pape_97%20(jstor).pdf). Кроме того, наверно очень сложно (если вообще возможно) будет заблокировать Китай, вторую экономику мира, которая занимает 16% в мировом ВВП. Опять же американский лидер как-то забыл об американском бизнесе, интересы которого он якобы активно защищает. Также не исключается и сценарий, при котором некоторые американские ТНК могут сменить свою юрисдикцию с американской – на любую другую, которая не будет мешать им вести бизнес в 1,4-миллиардном растущем китайском рынке. Бизнес есть бизнес, и Трамп не может не понимать этого (по крайней мере если исходить из того, что он всегда подчеркивает, что в политике он действует как истинный бизнесмен, что в целом смотрится сомнительно).
Четвертое. Очевидно, что выиграл в этом споре Китай. Гонконг, наконец, становится китайским Сянганом и полноценной частью КНР вне всяких международных условий. В любом случае наличие особой экономической зоны в виде свободного Гонконга давало немалые преференции для КНР. Однако с точки зрения внутренней политики и идеологии (любого государства), наличие на своей территории двух разных политико-правовых моделей, смотрелось в целом неоднозначно. Вся ирония в том, что самая важная политическая фраза, которую сказал Трамп «Гонконг теперь будет рассматриваться так же, как материковый Китай». Обострившееся при Д. Трампе противостояние США с Китаем лишь ускорило ход истории и досрочно превратило Гонконг в полностью китайский мегаполис. Этот аспект, видимо, в Вашингтоне упустили. Самоустранение Соединенных Штатов из Гонконга будет стимулировать его активное сближение с материковым Китаем, что будет лишь приветствоваться Пекином.
В чем замысел игры Трампа, или есть ли он вообще?
Центр по изучению Китая,
г.Нур-Султан, 2020 год