НОВОЕ
на сайте

Мир о Китае ГОСПЕРЕВОРОТ В КНР? ПОЛИТТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕЙК ПЕРЕД НОВЫМ ЭТАПОМ КИТАЙСКОЙ ИСТОРИИ

ГОСПЕРЕВОРОТ В КНР? ПОЛИТТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕЙК ПЕРЕД НОВЫМ ЭТАПОМ КИТАЙСКОЙ ИСТОРИИ

25.09.2022

Со вчерашнего дня в социальных сетях и мессенджерах стали распространяться сообщения о якобы военном перевороте в Китае и аресте руководства. В определенных кругах эти фейки вызвали некоторый ажиотаж, вместе с тем мало кто задумался – с чего вдруг в КНР произошел бы госпереворот? Примечательно, что первые сообщения на эту тему пошли с малоизвестных индийских сайтов (https://zeenews.india.com/india/military-coup-in-china-xi-jinping-under-house-arrest-general-li-qiao…), далее в русскоязычном пространстве их подхватили украинские телеграм-каналы (https://t.me/insiderUKR/42127) и сайты (https://focus.ua/world/530524-smi-pishut-o-gosperevorote-v-kitae-i-areste-si-czinpina-kto-mozhet-zan…) с сомнительной репутацией (что может указывать на заказчика происхождения).

Кроме того, обращает на себя внимание, что ни одно популярное и известное международное СМИ не публиковали эти слухи, которые легко подтверждаются одним звонком в Пекин своим постоянным корреспондентам. А ведь любые политические события в современном Китае сразу попадают на передовицы CNN, BBC, France 24, Russia Today, Al Jazeera, Reuters, Associated Press, United Press International, Financial Times и др. Но этого не произошло, т.к. публиковать фейки – это удар по репутации любого известного масс медиа.

Вообще история показывает, что государственные перевороты не происходят «вдруг и неожиданно», всегда есть комплекс причин для такого кризисного явления. В этой связи, в контексте распространяемых определенными силами слухов, интересно какие внутренние предпосылки могли бы привести к таким критическим событиям в Китае? Какая политическая сила внутри КНР могла бы выступить против признанного национального лидера? Анализ показывает, что реальных предпосылок для такого политического сценария в Китае нет. Об этом говорят, в частности, следующие факты.

Во-первых, Си Цзиньпин обладает прочными политическими позициями – это связано с тем, что на десятилетие его правления выпали и достижения, и сложные периоды, из которых он сумел вывести свою страну без больших потерь, и даже с определенными приобретениями. Это и торговая война с США с подачи Трампа, который, по сути, не достиг своей цели. Это и ситуация в СУАР, где за 5 лет была нейтрализована угроза терроризма, а ВВП региона значительно выросло. Это глобальная пандемия, в которой первое время активно обвиняли Китай, но в итоге так и не смогли доказать свои претензии. А в итоге КНР первая вышла из национального карантина (уже в апреле 2020 года, тогда как другие страны мира продолжали карантинные ограничения до 2021 года), и единственная по итогам пандемийного 2020 года показала экономический рост. Достижения Си Цзиньпина в развитии КНР внутри страны не оспариваются (внутри Китая нет такой силы) и являются его признанным политическим наследием, которое и определяет особый статус действующего председателя в китайской политической системе.

Во-вторых, несмотря на замедление и новую нормальность, китайская экономическая ситуация выглядит весьма благополучной. За период правления Си Цзиньпина Китай стал второй глобальной экономикой. За десять лет ВВП КНР выросло с 8,532 трлн долларов в 2012 году до 16,94 трлн долларов в 2021 году, или удвоилось. Доля КНР в мировой экономике выросла с 11,4 % в 2012 году до более чем 18 % в 2021 году. Если говорить о ВВП на душу населения, то в 2012 году этот показатель составлял – 6 316 долларов, а в 2022 году – 12 500 долларов. Это отражает реальный рост благосостояния китайского населения. Кроме того, в прошлом году китайское правительство заявило о том, что в стране побеждена абсолютная бедность, всего из бедности за счет усилий государства выведено более 800 миллионов человек. Тем самым, в обществе, в котором заметно растет (и продолжает расти) благосостояние, нет причин для социального недовольства и политических претензий к руководству страны.

В-третьих, за время своего правления в 2012-2022 годы Си Цзиньпин стал не только национальным лидером, но и политическим ядром правящей партии – то есть ключевой политической силой и символом, вокруг которого строится управление и развитие государством.
Это было закреплено в начале ноября 2021 года, когда в Пекине прошел 6-й Пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая 19-го созыва, на котором была принята в официальной партийной трактовке «третья историческая» резолюция, по сути оформившая лидерство председателя КНР и генерального секретаря КПК Си Цзиньпина в преддверии намеченного на осень 2022 г. 20-го Съезда КПК. В этом контексте присвоение статуса «третьей исторической» резолюции ноябрьского Пленума имеет вполне конкретный смысл и означает вступление КПК в новейший этап своего развития.

Резолюция ЦК КПК об основных достижениях и историческом опыте столетней борьбы партии, состоящая из 30 с лишним тыс. иероглифов, является третьим подобным документом за 100-летнюю историю партии. В истории Китая, “первая историческая” резолюция Пленума ЦК КПК была принята в 1945 г. при Мао Цзэдуне и провозглашала курс на создание КНР. “Вторая историческая” резолюция была принята при Дэн Сяопине и датируется 1981 г., когда Дэн осудил “культурную революцию”, но в то же время отдал должное заслугам Мао за создание КНР и начало индустриализации страны.

“Третья историческая” резолюция объявила Си “ядром партии”, а не только “ядром
ЦК”, как это было сделано в 2016 году, поднимая его на исторический уровень, сравнимый с уровнем Мао и Дэна. Си наряду с Мао фактически становится еще одним “человеком номер один” в партийной истории, поскольку его внесенные в устав КПК идеи о “социализме с китайской спецификой в новую эпоху” носят более актуальный характер, чем идеи Дэна о просто социализме с китайской спецификой”, относящиеся к прежней эпохе. При такой политической поддержке лидеру и консенсуса элит какие-либо перевороты вряд ли возможны.

Таким образом, очевидно, что против КНР началась очередная информационная война. Связано это, главным образом, с будущим крупным политическим событием – ХХ всекитайским съездом КПК, на котором, как ожидается, Си Цзиньпин будет переизбран председателем КНР на второй срок. Соответственно, конкуренты стремятся воспользоваться этим событием и за счет медийных манипуляций оказать давление на политическую ситуацию в этой стране и попытаться расшатать обстановку. Представляется, что таких фейковых вбросов и искусственных манипуляций будет еще очень много, в том числе и после ХХ съезда КПК.

Казахстан заинтересован, чтобы Восточный сосед продолжал свое стабильное политическое и экономическое развитие. Как было зафиксировано в Совместном заявлении КНР и Казахстана по случаю 30-летия установления дипотношений между двумя странами 14 сентября 2022 года:

«…Стороны едины в том, что история прошедших 30 лет убедительно демонстрирует, что укрепляющиеся китайско-казахстанские отношения не только внесли весомый вклад в развитие и процветание двух стран и благосостояние их народов, но и способствуют поддержанию долгосрочной стабильности в регионе… …Казахстанская сторона высоко оценивает исторические достижения китайской стороны в строительстве модернизированного социалистического государства и в деле великого возрождения китайской нации и с твердой уверенностью считает, что под руководством Коммунистической партии Китая планы будущего развития Китая, нацеленные на осуществление социалистической модернизации Китая к 2035 году и превращение его в богатое, могущественное, демократическое, культурное, гармоничное, прекрасное, модернизированное, социалистическое государство в середине XXI века, своевременны и в полной мере будут реализованы… … Стороны подчеркнули важность поддержания политической безопасности и безопасности власти, а также решимость противостоять вмешательству внешними силами…» (https://dknews.kz/ru/okno-v-kitay/252979-sovmestnoe-zayavlenie-knr-i-kazahstana-po-sluchayu-30).

Центр по изучению Китая,

г. Астана, 2022 года