НОВОЕ
на сайте

Политика ВИЗИТ НЕНСИ ПЕЛОСИ НА КИТАЙСКИЙ ТАЙВАНЬ ИЛИ КАК РАБОТАЕТ ГЛОБАЛЬНЫЙ МЕДИЙНЫЙ ПУЗЫРЬ

ВИЗИТ НЕНСИ ПЕЛОСИ НА КИТАЙСКИЙ ТАЙВАНЬ ИЛИ КАК РАБОТАЕТ ГЛОБАЛЬНЫЙ МЕДИЙНЫЙ ПУЗЫРЬ

03.08.2022

Визит Ненси Пелоси, спикера Палаты представителей Конгресса США в китайский Тайвань (РК признает Тайвань как часть КНР) стал главной новостью прошедшей недели (https://ru.euronews.com/…/will-nancy-pelosi-go-along…). Цинично, но забыли даже про Украину. Сам визит наделал столько шума во всем мире, что даже рынки ценных бумаг заметно подросли, а сам визит породил разнообразный юмор и многочисленные мемы в социальных сетях. СМИ цитировали каждый шаг Пелоси – от посадки в самолет, взлета, приземления, выхода из самолета, акцентировали внимание на маске на ее лице от ковида и прочие мелкие детали, которые должны были отразить некую значимость этого якобы исторического визита. 

Все ждали эпического столкновения глобальных гигантов (https://www.dw.com/…/%D0%BD%D1%8D%D0%BD%D1…/av-62688640).
Многие думали, что «кровожадный Китай проявит свою агрессию и Запад восстанет за справедливость». Но это бывает только в кино. В реальной дипломатии все сложнее и изощреннее.

 IMG-20220803-WA0034.jpg
При этом, несмотря на все сложности, нужно понимать происходящие процессы правильно: визит Н. Пелоси по своей сути ничего не даст Тайваню и в целом не изменит его будущее полноценное возвращение в Китай. Это неизбежный исторический процесс, все упирается только во временной фактор и вопрос «когда?». 

В эти дни все гадали и ждали реакцию Китая, чтобы Пекин вдруг допустил геополитический фальстарт и сделал ошибку, как Кремль.
Однако китайский менталитет совершенно другой, и оценки ситуации в КНР ведутся на серьезном уровне (второй экономике мира есть что терять и это заставляет рассуждать здраво). 

Ожидание конфликта США и Китая, которое подогревали разные СМИ – это слишком упрощенное восприятие сложных и многоуровневых отношений этих двух крупных стран. И несмотря на всю многолетнюю напряженность вокруг Тайваня, у Китая есть свое собственное понимание ситуации, своя стратегия и принципы в отношении решения тайваньского вопроса. Ведь на чаше весов истории – достижения 70 лет успешного развития Китая, или силовое возвращение острова, который и так в принципе находится в орбите влияния КНР.
Вопрос вокруг визита Н. Пелоси в другом: кто кого в итоге переиграл?

Или Вашингтон, который вроде как подтверждает принцип одного Китая и в недавних переговорах с Председателем Си Цзиньпином Дж. Байден вновь заверил своего коллегу в том, что американцы придерживаются договоренностей (https://ria.ru/20220728/tayvan-1805719188.html). Ранее Джо Байден сказал журналистам, что, по мнению американских военных, Пелози не стоит лететь на Тайвань (https://www.bbc.com/russian/news-62328908).
Но при этом Спикер одной из палат Конгресса США (не самый последний человек в управлении этой страны) все-таки поехала на Тайвань, а официальный Вашингтон преподнес резонансный визит будто бы это было ее личное решение. Вроде как «козлом отпущения» в этой неоднозначной ситуации завтра должна будет стать сама Пелоси. В этом видимо ее роль в большой задумке.

Или своего конкурента переиграл Пекин, который все эти недели неплохо подыгрывал, также очень жестко реагировал и нагнетал в СМИ обстановку?
В результате вчера весь мир в напряжении следил за самолетом Пелоси и ответными действиями КНР. А в реальности Китай взял и поступил совершенно иначе, чем от него ожидали (или направляли действовать в каком-то направлении). «Война нервов» разрешилась неожиданно спокойно и неинтересно для обозревателей, а Китай отреагировал в целом очень дипломатично, хоть и объявил о крупных военных маневрах в Тайваньском проливе. В общем визит Пелоси будет проходить на фоне грохота пушек, маневров авиации и прочих военных фишек, которые должны держать американского политика в определенном напряжении.

В результате что получится? Ну приехала спикер Пелоси на остров Тайвань, ну провела она какие-то переговоры пусть даже и на самом высоком там уровне. Ну может и пообещала какую-то там особую поддержку от американского народа (хотя нужно еще спросить сам американский народ — есть ли ему дело до какого-то там китайского Тайваня, когда внутри США быстро растут цены на бензин и вместе с ним недовольство). По большому счету, реальную цену таким обещаниям хорошо знают, например, Афганистан, Грузия и теперь и Украина и мн. другие. 

Поэтому в реальной жизни Китая и Тайваня ничего не изменилось – как были их отношения в их руках, так и остались. Сама Пелоси, наверно, хотела остаться в мировой дипломатической истории, стать героем крупной международной кризисной ситуации, но не получилось как-то. Видимо, сама мадам Пелоси очень разочарована тем, что вокруг тайваньского вопроса не случился голливудский блокбастер с ее участием в главной роли. Н. Пелоси, конечно, честно попыталась (и надо отдать должное ее смелости) подать себя как дерзкого политика, но в результате родился просто большой медийный пузырь и все. 

Хотя можно с большой долей уверенности утверждать, что завтра, мадам Пелоси не признается в своем эпическом провале в Тайване. И наоборот по возвращению будет много интервью с ее участием, громких заявлений о ее личной смелости, примере победы демократии и пр. Или может быть по классике Пелоси напишет книгу (например она может даже называться как «Моя победа»), чтобы заработать на этом определенный капитал на пенсию, или завтра получить приглашение на работу в крутой вашингтонский think tank после того как она однажды покинет Конгресс США. Это конечно красиво, стильно и очень по-американски, но в большую истории дипломатии этот визит все же не войдет. А для Тайваня в реальности ничего не изменилось. 

В эти дни от Китая в мире очень сильно ждали самых разных, в том числе и резких действий (https://regnum.ru/news/polit/3658546.html), и даже не задавали себе вопроса: а в принципе зачем это китайцам?
Ведь изначально было понятно, что этот визит высокопоставленного политика из США – это обычная политическая провокация с далеко идущими вероятными последствиями. Да и китайские стратеги скорее всего давно просчитали самые разные сценарии таких событий. И до самого момента приземления самолета Пелоси весь мир ожидал (и наверно, особенно в Вашингтоне), что на фоне резких заявлений МИД КНР китайцы реально угодят в расставленную для них ловушку. 

Но Китай не зря активно развивает свой рынок мозговых центров (в стране уже более двух тысяч аналитических структур, второе место в мире), и в глобальных делах сознательно делает ставку на аналитику и прогнозирование. В итоге шоу по американскому сценарию в этот раз не получилось, а Пекин уверенно повел свою стратегическую игру. И вот, по всей видимости, теперь в Вашингтоне сидят и ломают голову: чем и когда им теперь ответит Китай? И это теперь стало terra incognita. 

А если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то мы можем видеть зрелость внешней политики КНР и ее приверженность декларируемым принципам. Это качественно другой подход, нежели «двойные стандарты», которых придерживаются отдельные известные игроки. И дипломатичный подход Китая к этой ситуации понятен: любое решение китайского лидера отразится не только на судьбе 1,4 млрд своих граждан, но и оказать неоднозначное влияние на весь мир с учетом нынешней роли КНР в мировой системе. Это ответственный ход, который показал Китай со своим глобальным позиционированием и идеей сообщества единой судьбы человечества. Таким образом, в результате попытки провокации Пекин неожиданно для многих даже выиграл от этого нагнетавшегося медийного кризиса. 

В общем получилось прям как в классической науке о стратегии, где профессора и эксперты любят цитировать китайское слово «вызов» — 挑战, где 挑 значит выбор, а 战 война. И в целом этот термин интерпретируется как «шанс на победу» или «потери» в зависимости от выбранной вами тактики и ваших действий. И Пекин разыграл этот 挑战 в китайской манере и использовал свой шанс для победы. А теперь заокеанский конкурент пусть усиленно думает, откуда же именно придет ответ, а думается, что китайский ответ однажды придет… и вот этот глобальный сюжет закручивается действительно в интересном направлении.


Центр по изучению Китая,


г.Нур-Султан, 2022 год