НОВОЕ
на сайте

Современный Китай Инновационный потенциал КНР

Инновационный потенциал КНР

17.07.2018
Долгое время Китай стойко ассоциировался с «мировой фабрикой», которая дешево и массово «штамповала» разнообразную продукцию по чужим лекалам и проектам. Однако сейчас этот стереотип уже не совсем отражает реальность. В настоящее время «Поднебесная» – это мировой лидер не только в финансах, промышленном производстве, но и в секторе научных разработок и инноваций.

Несколько десятилетий КНР последовательно и системно наращивает ресурсы для инновационного развития, улучшает условия для высокотехнологичного бизнеса, увеличивает капиталовложения в hi-tech, уже опережая по инновационной конкурентоспособности многие страны G-20, что обусловлено следующими факторами:
Во-первых, создание экономики инновационного типа стало частью национальной идеологии и основой стратегии экономического развития КНР.

КПК ставит целью создать к 2020 г. государство инновационного типа. В официальных документах отмечается, что в рамках перехода к новой инновационной модели развития экономики предстоит еще два этапа:

  • до 2020 г. модернизация науки и техники, достижение уровня среднеразвитых стран;
  • в 2021-2050 гг. всесторонняя модернизация, вхождение в один ряд с развитыми странами.

К 2020 г. планируется довести долю расходов на науку с 1,34% до 2,5% от ВВП, долю вклада технологического развития в ВВП до 60%, снизить зависимость от иностранных технологий до 30% (сегодня составляет около 50%).

И эти планы в целом успешно реализуются. Китай уже находится на втором месте в мире по затратам на НИОКР (на первом месте США с 465 млрд. долл. в 2014 г.), обгоняя Японию (165 млрд. долл.) и ФРГ (92 млрд. долл.). Доля финансовых вложений в инновации в КНР выросла с 0,5% от ВВП в 1996 г. до 2% в 2014 г. и составила 284 млрд. долл.

В 2015 г. Пекин может довести этот показатель до 2,2% от ВВП (до 320 млрд. долл.). В период с 2008-2014 гг. средний рост расходов на НИОКР в КНР составил 29,1%.

Прогнозы финансировании НИОКР в США, КНР и ЕС

Во-вторых, за 20 лет в КНР создана инфраструктура, способствующая развитию инновационного бизнеса и росту научной мощи за счет быстрой передачи знаний и обмена информацией.

Благодаря этому с 2012 г. Китай вышел на первое место по экспорту и второе место (после США) по объему производства высокотехнологичной продукции в мире. По данным Всемирного банка, в период 2003-2014 гг. доля КНР в общем мировом объеме произведенной высокотехнологичной продукции возросла втрое (с 8% до 24%). А экспорт высокотехнологичной продукции из Китая увеличился в 12 раз с 41,7 млрд. долл. в 2000 г. до 505,6 млрд. долл. в 2014 г. (для примера, в Германии – 183,3 млрд. долл. в 2014 г.).

Сегодня на территории КНР насчитывается 114 зон новых и высоких технологий, в состав которых входят 549 ВУЗов, 1 738 НИИ, 447 лабораторий, 547 промышленных технических институтов, 226 государственных центров по инженерным исследованиям и разработкам, 243 центра по инженерно-техническим исследованиям. Кроме того, 8 крупнейших высокотехнологичных ТНК Китая (Huawei, Lenovo, Haier, ZTE и др.) открыли 62 центра НИОКР в 23 странах мира.

В 2013-2014 гг. в Китае насчитывалось свыше 2 млн. (!) заводов, фабрик и небольших производителей высокотехнологичной продукции. В основе инновационной отрасли КНР кластерная система, которая предполагает большую роль государства, но легко допускает приток зарубежных инвестиций и технологий.

Сегодня Пекин ставит новую амбициозную задачу – преобразование всех промышленных кластеров в инновационные. Научный потенциал Китая выходит на качественно новый уровень, когда страна уже не просто может «копировать» чужие технологии, а создавать собственные «ноу-хау».

Благодаря серьезной научно-технической базе в КНР производятся собственные и лицензионные аналоги новейшего высокотехнологичного оборудования, мини-заводов, линий производств. Производители Китая, в качестве прототипа используя западные модели, способны обеспечить оптимальное соотношение цены и качества.

Среди кластеров, которые можно назвать инновационными, есть кластер интегральных микросхем «Чжанцзян» в г.Шанхае, кластер полупроводников и осветительных приборов, а также кластер новых металлов в городах провинции Цзянсу, кластер компьютерных программных продуктов в г.Чэнду провинции Сычуань и др.

В-третьих, в КНР проводится разумная политика либерализации и поощрения инновационной активности субъектов разного уровня.

Китай максимально использует сравнительные преимущества в производстве и рациональный протекционизм на рынке технотронной продукции. Для стимулирования новых научных разработок Пекин также принял ряд мер по снижению налоговой нагрузки в высокотехнологичных сферах экономики.

Государство активно создает максимально выгодные для бизнеса условия. Показательно, что самая дорогая высокотехнологичная компания в мире «Apple» (рыночная стоимость в 2015 г. составляет 700 млрд. долл.) производит свою продукцию только в Китае. Кроме того, эффектом благоприятной бизнес-среды является и рост доли частного сектора в финансировании НИОКР, который в 2013-2014 гг. достиг 74%, при государственной доле в 26%.

В 2002 г. Правительство КНР приняло ряд законодательных мер по ужесточению импорта и экспорта технологий. Так, все технологии делятся на 3 категории: запрещенные, регулируемые (Technology Import license needed), свободноторгуемые. В 2009-2013 гг. в последних двух категориях список импортируемых технологий сократился до 370, государство поощряет налоговыми льготами или освобождает от налогообложения те предприятия, которые приобретают технологии из данного списка или получают права на интеллектуальную собственность.

Государство ориентировано на устранение слабых мест в системе господдержки инновационной цепочки в экономике «фундаментальные исследования – прикладные разработки – выпуск высокотехнологичной продукции». В этой связи большие возможности открывает интеграция научных учреждений и вузов с промышленными предприятиями.

Так, крупная китайская корпорация «Huawei» создала целую академическую сеть (Huawei Authorized Network Academy, HANA), в рамках которой ведет исследования в сфере телекоммуникаций в университетах мира (например, в 2013 г. «Huawei» выделила 15 млн. долл. Кембриджскому университету для изучения продвинутых технологий связи 5-го поколения).

В-четвертых, в основе достижений КНР в сфере науки и техники лежит продуманная стратегия по наращиванию интеллектуального капитала.
Сегодня в Китае значительно больше, чем в Бразилии, России и Индии, крупных успешных компаний, использующих инновации. Причем выросли они в основном из государственных научно-исследовательских структур.

В рейтинге крупнейших компаний мира «Fortune Global – 500»: в 2014 г. уже значилось более 70 китайских компаний, многие из которых работают на рынке высокотехнологичной продукции (в 2002 г. их было всего 11). Контрольный пакет акций в «национальных чемпионах» принадлежит государству.

Показательным является взращивание своей «армии» технических специалистов. Ежегодно китайские вузы выпускают 10 тыс. инженеров с докторской степенью, больше чем в США и ЕС вместе взятые. С учетом того, что их труд стоит сравнительно дешевле при довольно высоком качестве, крупные западные корпорации активно перемещают свои НИОКР в Китай. Сегодня в КНР уже работают центры «Microsoft», «Intel», «General Electric», «Sony», «Toshiba», «Airbus» и др. – всего более 1 200 (в 1999 г. – 30).

Количественное сравнение патентов на изобретения в 2013-2014 гг.

Уровень инноваций оценивается и по числу новых патентов и научных публикаций. Здесь КНР вышла на четвертое место еще в 2008 г., а китайские ученые выпустили до 110 тыс. научных публикаций (США – 350 тыс., ЕС – 325 тыс., Япония – 180 тыс.).

По данным агентства «Thomson Reuters» по отраслевой структуре китайских патентов КНР доминирует в 2-х областях – цифровые и коммуникационные технологии и фармацевтические технологии. Так, на Китай приходится почти 80% патентов по алкалоидам (растительным экстрактам) и примерно 60% в фармацевтических исследованиях в мире. Эти патенты связаны с традиционной китайской медициной.. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), в 2006-2013 гг. доля заявок на международные патенты, поданных КНР, утроилась.

Важную роль играют и привлекаемые в страну из-за рубежа этнические китайцы, получившие образование за рубежом и работавшие в иностранных НИИ и ТНК (к примеру, только в период с 2004 г. студенты, вернувшиеся из-за рубежа, основали более 2 тыс. компаний в технопарке «Чжунгуаньчунь»). Правительство предпринимает усилия по привлечению талантливых кадров из-за рубежа в рамках программы «100 талантливых людей» для развития науки в Китае.

В-пятых, в новой стратегии КНР по развитию высокотехнологичных кластеров прописано, что необходимо производство не просто инновационной, но радикально новой продукции.

Стабильно высокие вложения позволяют КНР эффективно развивать креативную экономику. Для реализации этой задачи Пекин продолжит наращивать темпы инвестиций в НИОКР, и, как ожидается, после 2024 г. КНР вполне может опередить США и ЕС по вложениям в инновационные разработки – даже с учетом того, что на Западе сохранится высокий уровень расходов на науку.

Сегодня Пекин особенно форсирует собственные исследования в сферах энергетики, транспорта, электроники, нанотехнологий, связи, биологии, медицины, авиации и космоса:

  • Электронные компоненты, высококлассные чипы, программное обеспечение Технологии по производству крупномасштабных интегральных схем Экологический контроль и технологии очистки загрязнения воды
  • Передовые цифровые управляемые механизмы и технологии их производства Крупномасштабное исследование новых способов добычи нефти и газа Новое поколение широкополосных беспроводных коммуникаций
  • Крупные передовые
  • атомные реакторы нового поколения Инновационные разработки в медицине и создание новых лекарств в фармацевтике Авиация нового поколения и создание крупных воздушных судов
  • Биологические разработки и выведение новых безопасных сортов ГМО Пилотируемые космические полеты и программа лунного зондирования Система космического наблюдения Земли высокого разрешения

Также экспертами отмечается, что многие проекты остаются пока непубличными. Амбициозность и масштабы заявленных инновационных проектов говорят о том, что Пекин полон решимости изменить сложившийся порядок в «высокотехнологичной» иерархии мира.

1. В Пекине очень хорошо понимают, что в условиях глобализации стратегия развития на основе использования новых знаний и научно-технических достижений в производстве и управлении является наиболее эффективной для сохранения лидирующих позиций в мире. Достигнув ощутимых результатов развития инновационного сектора, КНР вступила в новую для себя эпоху развития: когда необходимо переходить не только на новый уровень технологического развития, но и важно сокращать имеющиеся значительные издержки.

2. Несмотря на существенное усиление доли бизнеса в инновационном развитии, государство по-прежнему играет одну из главных ролей в развитии высоких технологий. В ряде регионов КНР (западных и центральных) кластеры образованы не рыночными, а административными мерами. При всей мощи господдержки минусом у такого рода кластеров является нехватка взаимосвязи между компаниями, что ведет к издержкам. По оценкам западных экспертов, количественное превосходство китайских инвестиционных проектов пока еще не всегда обеспечивает их качество. Так, значительная доля роста китайских патентов появилась лишь в последние 4-5 лет. Новые патенты еще недостаточно проверены, чтобы говорить об их эффективности. Кроме того, китайские компании пока еще часто обвиняются в промышленном шпионаже и нарушении международных прав на интеллектуальную собственность.

3. В целом, однако, несмотря на сохраняющееся пока качественное отставание Китая от ведущих стран, его роль в мировой инновационной системе с каждым годом растет. Несмотря на ряд недостатков, сегодня КНР из страны, активно копирующей иностранные технологии, становится одним из мировых центров их разработки и производства. Во многом инновационное развитие КНР основано на прагматичном использовании преимуществ, как китайских (дешевая рабочая сила, грамотная кадровая политика, широкое финансирование), так и международных (преимущества позднего развития, привлечение инвестиций, трансферт технологий).

4. В настоящее время Китай последовательно вводит новые «правила игры», вынуждая зарубежные корпорации, работающие в стране, делиться своими технологиями с китайскими госпредприятиями. Кроме того, для КНР сегодня важно (как с экономической, так и с имиджевой точки зрения) активно проецировать свою научно-технологическую мощь вовне и менять стереотипы в пользу того, что: «китайское, значит качественное». В этой связи китайские высокотехнологичные компании сейчас более открыты для различных форм кооперации, т.к. необходимо продвигать свой имидж и укреплять позиции на новых рынках.