19.10.2020
Данная публикация – это доработанная Центром по изучению Китая версия новой статьи в газете «Коммерсант», который в свою очередь опирался на материал известного китайского издания «South China Morning Post», вещающего из Гонконга. В целом, указанные издания поднимают очень актуальный и неожиданный для кандидатов вопрос: за кого проголосуют 3 ноября на президентских выборах 13-14 млн граждан США азиатского происхождения, имеющих право голоса?
Как утверждают авторы статьи, это количество – не пустяк даже на фоне общей численности избирателей в стране с населением в 328 млн. чел., из которых около 239 млн. это Voting-Eligible Population, или имеющих право голоса (www.electproject.org/2020g). Таким образом, американские азиаты составляют 5% голосов, а это может быть вполне решающим фактором.
И тут, как считают эксперты, большие сюрпризы Трампу могут принести не только американские китайцы, но также и все азиаты, имеющие право голоса в США. Для большей информации об этнорасовом раскладе голосующих американцев можно прочесть в недавнем исследовании http://www.pewresearch.org/…/the-changing-racial-and…/.
И так, почему авторы обратили внимание на этот вопрос?
Китайская диаспора в США является крупнейшим зарубежным китайским сообществом за пределами Азии. По оценкам, численность американцев китайского происхождения составляет порядка 4,9 млн. человек (https://worldpopulationreview.com/state…/asian-population). Китайцы представляют 23% от общего числа американцев азиатского происхождения (20 млн. азиатов, 6% населения США).
По данным Pew Research, американцы азиатского происхождения являются одной из самых быстрорастущих групп электората в США (за период 2000-2020 года их численность выросла на 139%, для сравнения число белого электората за тот же период выросла на 7%, а афроамериканского на 33%). (http://www.pewresearch.org/…/asian-americans-are-the…/)
Кстати, Институт McKinsey, называя азиатские диаспоры большой экономической силой в США, генерирующей до 700 млрд. долл. в год в американском ВВП, уделяет большое внимание изучению их роли в жизни страны (http://www.mckinsey.com/…/covid-19-and-advancing-asian…)
По оценкам, эта часть электората сегодня значительно симпатизирует демократам (почти 72%). Если говорить конкретно про китайскую диаспору, то опросы показывают: 54% американских китайцев проголосуют за Байдена и 30% за Трампа. И этот расклад, видимо, может измениться не в сторону последнего.
Ощутимую роль в этом сыграли начавшиеся в США издевательства над американскими китайцами в частности, и над азиатами в целом на фоне пандемии и сообщений Трампа о том, что COVID-19 может якобы иметь азиатское происхождение.
Соответственно, в ноябре т.г. против Трампа могут проголосовать большая часть всего азиатского комьюнити США, На это также, возможно, может повлиять и общий рост расовых проблем в стране в 2020 году, на которые нынешний американский президент отреагировал в целом неоднозначно.
Об истории притеснений азиатов в США можно подробнее прочитать в недавней публикации авторитетного американского журнала «National Geographic», в которой говорится: когда лидеры называют COVID-19 «китайским вирусом», это возвращает общество к десятилетиям санкционированной государством дискриминации американцев азиатов. (http://www.nationalgeographic.com/…/asian-american…/)
Кроме того, современные американские китайцы, как и все азиаты в целом – уже не те тихие и боязливые эмигранты, как их принято стереотипно воспринимать. Сегодня они постепенно повышают свою роль в американском обществе, в политике и экономике.
Китайцы, как и другие азиаты, уже имели и имеют своих представителей в Конгрессе и Правительстве США. Так, в 2020 году Мишель Ау, американка китайского происхождения, претендует на пост сенатора от штата Джорджия (выступает против республиканца).
И — главное — в четырех штатах именно азиатское население, как считают аналитики, может склонить чашу весов на нынешних президентских выборах в США. Это, по опросам, «подвисший» на данный момент электорат между двумя партиями Аризона, Пенсильвания, Северная Каролина и Джорджия.
Как уже говорилось, нападки на американских китайцев и азиатов в США начались на фоне публичных обвинений Трампом КНР в распространении пандемии COVID-19. И при этом правящий американский истеблишмент демонстрирует нечто невероятное: одновременно продвигает две противоречащие друг другу версии «вирусного преступления Пекина».
Первая версия начала звучать еще зимой 2020 года.
Она гласит, что нынешний вирус — «смертоносное биологическое оружие, созданное в уханьских лабораториях специально для того, чтобы выпустить его в мир и перевернуть этот мир с ног на голову. То есть уничтожить США и продвинуть в лидеры Китай, который защитил себя жестким карантином и сейчас неплохо себя чувствует». Действительно, по последним данным, Китай – это единственная крупная держава, у которой в 2020-м будет рост экономики (2% роста), все прочие страны окажутся в минусе. Хотя вопрос – кто мешал оперативно принять схожие меры другим странам мира?
По версии Трампа, Китай «виноват в том, что «не закрывал выезд своих зараженных граждан куда угодно», что «скрывал правду о вирусе» в сговоре с «купленной им Всемирной организацией здравоохранения…». И вот на республиканских ресурсах в США появляются все новые перебежчики из Китая, допустим биолог Янь Лимэн из Гонконга, которые путаются в показаниях, но все же произносят нечто вроде «такой вирус просто так не возникает».
Тут можно вспомнить, что вся верхушка администрации, включая Трампа, постоянно и настойчиво обвиняет Пекин в чем-то подобном и требует его к ответу.
При этом, в середине сентября т.г. Палата представителей США, которую контролируют демократы, приняла резолюцию, осуждающую все формы антикитайских проявлений, относящихся к коронавирусу. Отмечается, что резолюция также призывает американские власти осуждать использование подобных выражений и заботиться о здоровье всех американцев, вне зависимости от их этнического происхождения.
Резолюция, представленная членом Демократической партии Грейс Мэн, получила 243 голоса «за», и 163 голоса «против». Из этого количества «за» это проголосовали 14 республиканцев и 229 демократов. Все голоса «против» исходили от республиканцев. (http://www.reuters.com/…/us-health-coronavirus-trump…)
Причина принятия резолюции в том, что на фоне распространения коронавируса в США, растет волна словесных и физических нападений на американцев азиатского происхождения, по имеющимся данным, в СМИ сообщается о тысячах таких инцидентов. (http://www.urban.org/…/confronting-racism-and…)
Вторая версия о «вине Китая» возникла недавно.
Она учитывает тот очевидный факт, что на самом деле вирус оказался не таким уж смертоносным, как считалось в первой половине года. И во всемирном разборе полетов сегодня все громче звучит вопрос: как получилось, что большая часть мира поддалась массовой панике, почему не прислушались к ныне подтвердившимся оценкам множества специалистов, что вирус окажется менее смертельным, чем многие прошлогодние и позапрошлогодние гриппы.
Кто тогда виноват в кампании дезинформации и в панике? Китай, говорят те же люди, которые до того сообщали, что Пекин запустил в мир «смертельный» вирус. Теперь оказывается, что он запустил совершенно не смертельный вирус (не самоубийцы же эти китайцы), но посеял панику, которая и нанесла свой удар.
И вот уже быстро появляются некие «свидетельства» того, как китайцы склоняли к введению карантинов правительства Италии и даже США, якобы заодно зарабатывая на медицинских поставках. Тем самым, по версии Трампа – в любом случае Китай в чем-то, но обязательно виноват. В целом очень сильная логика.
При этом трамповские политтехнологи все же пытаются играть тонко, насколько такой подход вообще применим к Трампу. Так, в зловредной вирусно-панической кампании (и во всем прочем) официально обвиняют не вообще Китай, а китайскую Коммунистическую партию (таким образом, американские стратеги, наверное, пытаются отделить китайский народ от представителей режима). И даже стандартная телеграмма из США, подписанная госсекретарем М.Помпео, по поводу дня образования КНР 1 октября, в этот раз поздравила только «китайский народ».
Опять же странный подход: исторически 1 октября неразрывно связано с КПК, как победившей в китайской гражданской войне политической силе и поэтому и получившей право основать КНР. В этой связи и поздравления китайцев с «1 октября» в любой форме – это факт признания КПК, как государствообразующей политической силы.
При этом, с правительством КНР и особенно с правящей Компартией Китая отношения у Белого дома находятся в критическом состоянии. Как первый итог этого — миграционная служба США недавно объявила, что не будет давать гражданство или вид на жительство «членам компартий и связанных с таковыми организаций». Ссылка идет на закон от 1918 года, не пускавший в США большевиков, анархистов и прочих подрывных элементов.
Схожая ситуация возвращается. Если в первые годы своего правления Трамп в основном ориентировался на споры вокруг условий торговли с КНР, то сегодня под прицелом давления все китайское: технологии, студенты, институты Конфуция, дипмиссии и др. Понятно, что все это классическое проявление «холодной войны». Но когда лес рубят, щепки летят.
В результате под большую раздачу в США попадают и свои же американские граждане китайского происхождения (да и азиатского в целом, кто там в Америке в порыве эмоций разбирается-то – китайцы там «виноваты», или вьетнамцы с японцами?). И они, видимо, тоже сделают свой ответный ход на будущих выборах, отдав голос за более последовательного, адекватного и толерантного лидера.
Как бы там ни было, будет интересно наблюдать за развитием отношений США с КНР после ноябрьских выборов, эффект которых на американо-китайские отношения будет, скорее всего, ощутим не ранее чем к весне 2021 года.
Основано на публикации: «Месть Конфуция. За кого проголосуют американские китайцы?»
Автор Дмитрий Косырев.
Источник: www.kommersant.ru/doc/4519785
Центр по изучению Китая,
г.Нур-Султан, 2020 год