Увеличение роли Китая в глобальной политике, а также в глобальной экономике в условиях геополитической турбулентности возбуждает мисологию у стран, боящихся оказаться не только в тени Пекина, но и лишиться остатков своего влияния на страны мирового сообщества, которые с симпатией относятся к достижениям КНР и проводимой ею политике. Естественно, что ради достижения своих целей, США и страны-сателлиты, в век интернета и искусственного интеллекта используют все доступные средства. Основная цель: помешать превращению Китая в могущественную державу. В ход идут обвинения в нарушении прав человека в автономных районах КНР, нападки на руководство страны, своей политикой нарушающих политическое и экономическое развитие тех стран, привязанных к Пекину кредитами, и как следствие (на их взгляд), теряющие свой суверенитет. Увеличивающейся градус синофобии, по мнению проводников такой политики в отношении КНР, позволит им оттеснить с «горизонта» своего противника.
Одной из мишеней для такого рода нападок, стал Синьцзян-Уйгурский автономный район с его мусульманским меньшинством (уйгуры, казахи, кыргызы и др.). В качестве инструментов давления на Пекин звучат претензии по поводу проводимой национальной политики в СУАР, якобы использующей весь свой репрессивный аппарат для искоренения национальных и религиозных традиций, подавления национального самосознания и ускорения ассимиляционных процессов. Естественно, что подобная информация в западных СМИ вызывает недоверие к Китаю у граждан стран Центральной Азии, неспособных сами разобраться в той череде новостей, исправно льющейся на их доверчивые головы.
Второе «золотое тридцатилетие», наступившее во взаимоотношениях между странами Центральной Азии и КНР открывает новые перспективы политического, экономического и культурно-гуманитарного взаимодействия. Так, например, Китай и Казахстан ввели безвизовый режим до 30 дней, что позволяет не только беспрепятственно посещать друг друга, но и своими глазами увидеть казахстанским гражданам те впечатляющие результаты, которых добился Китай за последние тридцать лет, в том числе, в Синьцзяне.
Синьцзян, благодаря проводимым реформам во всех сферах общественной жизни и экономическому росту сильно изменился. Метафора, согласно которой «Синьцзян прекрасное место», стал сегодня «визитной карточкой» для Пекина в его «пути на Запад», где страны Центральной Азии играют первостепенную роль в продвижении инициативы «Пояса и пути». Являясь «витриной Шелкового пути», Синьцзян сегодня демонстрирует, не только экономическую и социальную стабильность, но и межнациональную гармонию и согласие. В этом могли убедиться ведущие казахстанские эксперты, посетившие с визитом Синьцзян-Уйгурский автономный район в сентябре текущего года, о чем они рассказали в специальном выпуске газеты «Деловой Казахстан» – «Синьцзян сегодня».
Так, Айдар АМРЕБАЕВ, директор Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения МНВО РК рассказал, что в ходе посещения городов Урумчи, Инина, Кашгара, а также сельских местностей «нам удалось получить и широкое представление о тех грандиозных преобразованиях, которые происходят в западной части Китая. Меня впечатлили разительные изменения в позитивную сторону, которые произошли в Синьцзяне, ведь с моего прошлого визита в регион минуло уже 10 лет. В то время налицо были проблемы, связанные со сложным социально-экономическим положением населения и вопросами обеспечения безопасности жизни граждан. Сейчас же Синьцзян становится прекрасным местом с абсолютно безопасными условиями жизни для людей, очень привлекательным инвестиционным и туристическим климатом. Для меня, как эксперта, занимающегося вопросами государственного управления и общественного самоуправления, особый интерес представлял визит в столицу СУАР город Урумчи и один из его районов, где удалось пообщаться с представителями местного органа общественного самоуправления. В результате я получил очень важный опыт в понимании того, как местное сообщество осуществляет эффективную поддержку государственной политики взаимодействия власти и общества. Данная общественная организация очень тесно работает с каждым гражданином, проживающим на вверенной ей территории, оказывает поддержку пожилым людям и молодежи. Красной нитью всего визита проходила и мысль о том, что правительство уделяет повышенное внимание укреплению дружбы и взаимопонимания людей многочисленных этнокультурных и конфессиональных групп – представители разных национальностей здесь имеют абсолютно равные возможности».
Как правильно отметил эксперт, «для дальнейшего укрепления двусторонних связей между Казахстаном и Китаем необходимо широкое информационно-аналитическое освещение жизни народов приграничных территорий, осуществление культурного, образовательного и экспертно-аналитического взаимодействия», что также позволит снизить градус синофобии среди казахстанских граждан, имеющих искаженное представление о Китае, и Синьцзяне, в частности.
Татьяна КАУКЕНОВА, генеральный директор Образовательного центра «Школа китайского языка и права «Лаоши» на примере граната рассматривает китайскую политическую риторику – главный символ 56 национальностей, проживающих в стране. «Сам гранат стал образом, показывающим симбиоз национальных групп в рамках единой китайской нации. Помимо объединения различных «зерен» в рамках одного плода, метафора граната показывает тесную взаимосвязанность этнических групп. Неслучайно главной цитатой, связанной с этим символом, стала фраза о том, что национальности Китая «должны тесно сплотиться, как зерна граната». Разнообразие «зерен граната», иными словами, неповторимость культуры этнических групп Синьцзяна, нам удалось оценить в самых разных проявлениях. Специальные зоны в поселках округа Кашгар, опираясь на поддержку правительства и активную помощь провинций-партнеров, развивают традиционные ремесла уйгуров. Чапчал-Сибоский автономный уезд, где уже более 250 лет проживает приехавший с северо-востока Китая народ сибо, в свою очередь, привлекает туристов в специально построенный в виде древнего города культурно-исторический комплекс. Что касается сплоченности, здесь СУАР тоже демонстрирует уникальную нацеленность на процветание страны и достижение высокого уровня жизни для всех ее жителей. Качество и объемы продукции сельхозпредприятий и заводов вызывают искреннее восхищение и желание заимствовать синьцзянский опыт для аналогичных производств в Центральной Азии. Развитость транспортной и логистической инфраструктуры, темпы строительства, состояние городской среды – все это результат огромного совместного труда всех жителей региона и залог его успешного развития в будущем».
Руслан ИЗИМОВ, независимый эксперт-китаевед подчеркивает, что для исследователя крайне важно периодически посещать объект своего изучения. «Мне очень повезло, что с самого начала изучения Китая и китайского языка в 2003 году я регулярно посещал Поднебесную, объездив множество городов и провинций Китая, где участвовал на международных конференциях, выставках, семинарах и форумах. Поездка в Китай, организованная Генеральным консульством КНР в г. Алматы, стала одной из наиболее запоминающихся, где совпали сразу несколько важнейших факторов, обеспечивших ее успех и насыщенное содержание» и «своими глазами увидеть неповторимую атмосферу в городах Урумчи, Кульдже (Инин) и Кашгаре».
Другой независимый эксперт-китаевед Адиль КАУКЕНОВ, отмечает, что «Синьцзян, один из крупнейших регионов Китая соседствующий с Казахстаном, переживает этап стремительного роста. Административный центр региона, город Урумчи, оброс роскошными современными районами, инфраструктура исторического центра отвечает самым взыскательным требованиям, а потому толпы туристов буквально не дают прохода во всех точках притяжения. Особенно турпоток заметен на Дабаза (Международный Большой базар Урумчи – Е.Б.), где все пропитано эстетикой Синьцзяна, начиная от ароматных лепешек «нан» до шумных зазывал с неподражаемым акцентом приглашающих посетить их ресторан. В немалой степени туристический поток обеспечила и новейшая логистическая система: скоростная железная дорога связала Урумчи с внутренними районами, функционирует разветвленная сеть аэропортов». Пример Урумчи показывает, что уровень благосостояния региона в целом растет с каждым годом. Так, например, среднедушевой ВВП в Урумчи по итогам 2023 года перешагнул отметку в 10 тыс долл, достигнув 11346 долл США.
Зауре ТАБЫНБАЕВА, ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова Комитета науки МВОН РК, первый раз посетила Синьцзян, который оставил для нее хорошее впечатление. «Синьцзян – это удивительный регион Китая, который объединяет множество культур, историй и традиций. Здесь соседствуют различные этнические группы, каждая из которых привнесла что-то особенное в эту многогранную мозаичную картину страны. Многочисленные народности создают удивительный культурный калейдоскоп, который проявляется в их языке, кухне, ремеслах и традициях. Сегодня Синьцзян наряду с торгово-экономическими зонами, привлекает внимание и благодаря своим культурным и историческим сокровищам, которые представлены в государственных и тематических музеях. Они хранят богатство местной истории и традиций, включая уникальные древние артефакты, традиционные костюмы, предметы утвари, национальные музыкальные инструменты, изделия ремесленного искусства, работы местных художников, а также документы и фотографии, отражающие культурное и историческое наследие региона. Особого внимания заслуживают археологические находки, связанные с Великим Шелковым путем, этнографические материалы и предметы религиозного культа. Кроме того, Синьцзян радует своими аутентичными рынками и ремесленными мастерскими, где можно воочию наблюдать за работой ремесленников, изготавливающих гончарные изделия, медные предметы утвари и сувениры, музыкальные инструменты и др., сохраняя древние технологии. … Жемчужиной синьцзянского туризма однозначно можно назвать Кашгар, огромный старый город, полный самых разных лавок, развлечений, танцевальных домов, классических чайхан и музыкантов. Главный туристический лозунг СУАР можно перевести как «Синьцзян – хорошее место» или более литературно – «В Синьцзяне – хорошо». Благодаря безвизовому режиму и большому количеству транспортного сообщения, включая авиарейсы, железнодорожные составы, автобусы и даже просто пеший переход границы, казахстанцам открывается интересный пограничный регион, сделавший рывок туристического развития».
Независимый эксперт Леся КАРАТАЕВА, отметила, что не зависимо от того, когда вы были в последний раз в СУАР, десять лет назад или всего год, вы удивитесь тому, как быстро все меняется. «Невозможно в двух словах описать весь спектр мыслей и эмоций, который испытываешь, путешествуя по Синьцзяну. Каждый путешественник найдет в регионе то, что ему интересно – прекрасные природные ландшафты и экологический туризм в Инине, уникальный градостроительный подход в Тайцзитане, старый город, мавзолеи Махмуда аль-Кашгари и Юсуфа Баласагуни в Кашгаре и многое другое. Безусловно, обращает на себя внимание бережное отношение к культурному наследию, как материальному, так и нематериальному. В каждом городе есть свои музеи, в которых отражается история местности, но есть и более специфические, тематически сфокусированные музеи. Другим способом сохранения культурного наследия является поддержание народных промыслов. Целые сельские общины могут специализироваться на одном, отдельно взятом искусстве. И музыка. В Синьцзяне очень много музыки, она звучит во время настройки созданных мастерами музыкальных инструментов, на концертах, устраиваемых под открытым небом, в музеях музыкальных инструментов и музыкальных произведений. Но чтобы не складывалось впечатление, что регион живет только историей, скажу, что СУАР представляет несомненный интерес и для современного бизнеса. Комплексные бондовые зон в Кашгаре, Алашанькоу, Хоргосе и Урумчи обеспечивают высокие темпы развития внешнеторговых связей СУАР. В регионе активно развивается сельское хозяйство, ключевым трендом которого является выращивание экологически чистой продукции. Удивительно, но на земле, которая в буквальном смысле покрыта солью, местами ее видно невооруженным глазом, земледельцы Синьцзяна выращивают и яблоневые сады, и хлопок, и подсолнухи, и, что совершенно неожиданно, – лаванду. Активно развивается автомобилестроение. При этом ставка делается на производство машин, работающих на электричестве. Время в СУАР имеет специфическую особенность, оно течет и плавно и стремительно одновременно. Кто знает, возможно, приехав в следующий раз, я увижу совершенно другой Синьцзян. Синьцзян, шагнувший в XXII век…».
Ирина ЧЕРНЫХ, независимый эксперт также впервые раз посетившая Синьцзян, рассказала, что это позволило ей увидеть регион своими глазами и сформировать личные впечатления. «Посещение различных мест позволило сформировать системное восприятие процессов, происходящих в провинции, увидеть жизнь в комплексе – от повседневных практик сельской жизни и населения малых городков до функционирования крупных предприятий. Синьцзян был и остается одним из важнейших перекрестков Евразии, связывая разные страны и цивилизации посредством Шелкового пути в прошлом и «Одного пояса и одного пути» в наши дни. Центральное правительство Китай сделало многое для развития региона с целью улучшения социального обеспечения народа. Активно продвигается профессионально-техническое образование, молодежь бесплатно обучается востребованным рабочим профессиям и может применить полученные навыки и знания. Посещение Синьцзяна оставило много позитивных впечатлений. Отмечу только несколько наиболее ярких моментов: это и чистота на улицах городов и малых населенные пунктов, и огромные площади зеленых насаждений, и, конечно же, впечатляющее развитие туристической отрасли, одним из наиболее динамичных направлений которой является экотуризм. К тому же, в Синьцзяне легко использовать казахстанские платежные карты. Например, туристы из Казахстана в любых торговых точках без труда могут использовать банковские карты Kaspi Visa. Еще один важный момент заключается в схожести региона со странами Центральной Азии. Непередаваемый колорит, изделия ремесленников, тюркская речь – все это говорит о том, что люди поддерживают свою культуру и сохраняют наследие предков, передавая его из поколения в поколение».
Заканчивая обзор и впечатления о СУАР глазами казахстанских экспертов, следует особо отметить высокие показатели социально-экономического роста и внутриполитическую стабильность региона. Благодаря политике ЦК КПК в борьбе с бедностью эта проблема в регионе практически решена и, как следствие, растет благосостояние граждан, создается социально-экономическая инфраструктура, вследствие чего развивается индустрия туризма, что ведет к появлению новых рабочих мест и, в конечном итоге, к росту материального достатка населения. Так, например, с каждым годом фиксируется значительный рост валового регионального продукта /ВРП/, инвестиций, потребления, импорта, экспорта, бюджетных доходов и уровня доходов населения, что привело к тому, что Синьцзян по темпам роста этих экономических показателей в КНР вошел в первую пятерку. Если в 2014 году объем его валового регионального продукта составлял порядка 140 млрд долларов США, то по итогам 2023 он вырос – до 270 млрд долларов (более 1,9 трлн юаней), или почти вдвое. Для сравнения: совокупный ВВП всех пяти стран Центральной Азии в 2023 году составил – 456 млрд долларов США (из которых 260 млрд долларов составляет ВВП одного Казахстана). И это при том, что СУАР до сих пор считается одним из отстающих регионов Китая на фоне процветающих приморских провинций.
Факт того, что с 2017 года в регионе не было совершено ни одного террористического акта привело к тому, что некогда взрывоопасный Синьцзян сильно изменился, обретая сегодня черты современного урбанизированного и высокотехнологичного пространства. И это закономерно, учитывая, что регион является воротами в Центральную Азию, а также открывает транзитные пути в страны Южной, Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Восточной Африки.
Экономический рост Синьцзяна и, соответственно, улучшение благосостояния жителей данного региона открывает широкие перспективы для его сотрудничества со странами Центральной Азии, где инициатива «Одного пояса и одного пути» отводит Синьцзяну одну из главных «скрипок» в «оркестре» Нового Шелкового пути, являясь местом сверки и запуска новых страниц глобализации 3,0 по-китайски. Это позволит вывести проект на качественно новый уровень, где страны Центральной Азии смогут получить еще больше возможностей для своего развития.
Еркин Байдаров, специально для Центра по изучению Китая