НОВОЕ
на сайте

Главная Пояс и Путь Китайско-пакистанский экономический коридор: возможность для Центральной Азии?

Китайско-пакистанский экономический коридор: возможность для Центральной Азии?

05.12.2017
В мае 2017 года в Пекине состоялся международный саммит, на котором собралось 28 глав государств с четырех континентов и представителей различных международных организаций. Саммит был посвящен инициативе «Один пояс и один путь», касательно сухопутных и морских путей пролегающих через евразийскую территорию. Одним из наиболее значительных моментов саммита стала встреча лидеров Китая и Пакистана, а также подписание нового соглашения (Меморандум о взаимопонимании), включающего 46 млрд. долл. для развития Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC), железнодорожной сети, автомобильной сети и энергетической инфраструктуры. В ходе мероприятия премьер-министр Пакистана Наваз Шариф встретился с лидерами Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, обратившись с просьбой об их инвестировании в Китайско-пакистанский экономический коридор.

Китайско-пакистанский экономический коридор (CPEC) является флагманским проектом в рамках инициативы «Один пояс и один путь» и рассматривается как «козырная карта» в региональном геополитическом дискурсе, поскольку он был официально представлен в апреле 2015 года. Он стал главной двусторонней инициативой между Китаем и Пакистаном и имеет бюджет более 46 миллиардов долларов США. В рамках этой инициативы 6 мая 2016 года в Пакистане в провинции Синд в городе Суккур состоялась церемония открытия, ознаменовавшее начало строительства дорожного участка между Суккуром и городом Мултан, который будет частью сети автомобильных дорог, соединяющих города Пешавар и Карачи.

Большинство пакистанских политиков приветствуют КПЭК (CPEC) как перспективный значительный импульс для экономики Пакистана. Для Китая проект облегчит проблему доступа к регионам Персидского залива, Африки, Европы и Центральной Азии. Будучи частью не имеющего выхода к морю, но богатого ресурсами региона, страны Центральной Азии стремятся улучшить доступ к региональным рынкам, включающих Пакистан, Китай, Индию и страны Западной Азии. В этой связи КПЭК (CPEC) представляет собой стратегическую возможность для Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана для транспортировки своих товаров и улучшение торговли на региональном и глобальном рынках, одновременно укрепляя региональную экономическую и торговую связь. Пакистан стремится получить доступ к Центральной Азии через Афганистан для удовлетворения своих энергетических потребностей и транспортировки товаров в регион. Более того, КПЭК (CPEC) изображается как возможность изменить экономический и политический порядок в Центральной Азии, продвигая сеть торговых путей, политического сотрудничества и культурного обмена.

С конца 1990-х годов Китай вложил значительные средства в энергетическую и транспортную инфраструктуру пяти центральноазиатских стран. Таким образом, государственная нефтегазовая компания Китая China National Petroleum Corporation (CNPC) построила газопровод Центральной Азии и Китая, который транспортирует природный газ по маршруту Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай.

Помимо существующего трубопровода, обеспечивающего поставку 55 млрд. кубических метров в год (млрд куб. м в год), запуск нового трубопровода увеличит объемы газа из Центральной Азии в Китай на 30 млрд куб. м в год к 2020 году. Китай давно уже является ключевой движущей силой инвестиций в инфраструктуру и строительства в Центральной Азии. Китайские государственные компании построили автомагистрали, железные дороги, мосты и телекоммуникационные системы, в том числе два важнейших автомобильных соединения в Центральной Азии: Ош — Сарыташ — Иркештам и Бишкек-Нарын-Торугарт в Кыргызстане, автодорогу Душанбе — Чанак в Таджикистане и электрифицировала железную дорогу Ангрен — Пап, соединив Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана.

В дополнение к доходам от торговли и доступу к ресурсам, экономическая стратегия Китая в Южной и Центральной Азии основывается на предположении, что построение экономического процветания в Южной Азии поможет смягчить угрозу, которую представляют радикальные группы исламистов в Центральной Азии. Эти группы рассматривают растущее влияние Китая в регионе как реальную угрозу, и для того, чтобы маргинализировать их, Китаю необходимо обеспечить каскад экономических выгод для населения Центральной Азии. Соединяя страны Центральной Азии с КПЭН (CPEC), Китай также намерен развивать новые рынки в регионе, которые имеют значительный потенциал роста, и повысить свое расположение к соседним странам.

В этом контексте несколько стран Центральной Азии приветствуют внедрение КПЭК (CPEC). «CPEC — это проект, который обеспечит прогресс и процветание в регионе», — сказал президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в марте 2016 года во время встречи с Шарифом. Это заявление не должно удивлять, поскольку Туркменистану было разрешено использовать недавно модернизированный глубоководный порт Гвадар в Пакистане в начале 2016 года, предоставив стране доступ к Индийскому океану. Кроме того, Туркменистан играет жизненно важную роль в реализации долгожданного трубопровода TAPI (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), который также является стратегически важной частью проекта КПЭК (CPEC).

Таджикистан также рассматривает доступ к Гвадару, который действительно может стать перекрестком для соединения Центральной Азии с остальным миром. Во время визита в Исламабад президент Таджикистана Эмомали Рахмон заверил Пакистан в решительной поддержке инфраструктурных проектов в рамках КПЭК (CPEC), обеспечивая большую связь между Пакистаном и Таджикистаном. В настоящее время между Душанбе и Исламабадом не существует значительных автомобильных и железнодорожных связей, однако Таджикистан может обеспечить связь Пакистана с другими странами Центральной Азии через свою Горно-Бадахшанскую автономную область. Однако, из-за горной местности Таджикистана, для этого потребуется строительство новой автомагистрали.

Заместитель премьер-министра Узбекистана Улугбек Розукулов сделал аналогичные замечания в ходе своего визита в Исламабад в декабре 2016 года. Участие богатого энергоресурсами Узбекистана в проекте КПЭК (CPEC) может потенциально удвоить энергетическое предложение Пакистана на следующие шесть лет, что позволит ему обеспечивать небольшие провинции постоянной энергией. Узбекистан имеет доказанные запасы природного газа в размере 66,2 трлн куб. футов, но его устаревшая энергетическая инфраструктура не способна передавать природный газ в Пакистан. Поэтому в рамках КПЭК (CPEC) CNPC будет отвечать за разработку новых газовых месторождений, логистики и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры в стране летом 2017 года.

Казахстан, еще один важный участник в Центральной Азии, также, похоже, очень хочет начать совместные проекты в рамках КПЭК (CPEC). В 2015 году бывший премьер-министр Карим Масимов подчеркнул важность проекта КПЭК (CPEC) для Казахстана и региона Центральной Азии.

Хотя КПЭК (CPEC) представляется весьма перспективным в отношении будущего экономического роста вовлеченных стран, вопрос о региональной безопасности остается серьезной проблемой для Китая и стран Центральной Азии. Главным камнем преткновения в углублении многосторонних отношений между Центральной Азией, Китаем и Пакистаном является ухудшающаяся ситуация в Афганистане. Обмен товарами и доставка углеводородов в Пакистан зависит от процесса нормализации ситуации в Афганистане, поскольку он представляет собой самый короткий транзитный маршрут для стран Центральной Азии для связи с Гвадаром в Пакистане.

Несмотря на все усилия Пакистана в последние годы по противодействию местным террористическим группам на афгано-пакистанской границе, никакого существенного результата пока еще не достигнуто. Таким образом, растущее радикальное исламское военное состояние в регионе серьезно осложняет перспективы партнеров из Центральной Азии.

Заключение: Китайский проект КПЭК (CPEC) призван активизировать не только экономическую структуру Пакистана, но и экономики стран Центральной Азии. Это позволит региональным странам развивать свои устаревшие и забытые энергетические сектора и инфраструктуру. В значительной степени успех КПЭК (CPEC) зависит от способности Пакистана обеспечить безопасность и стабильность вдоль запланированного маршрута. КПЭК (CPEC) может еще больше стимулировать Пакистан и страны Центральной Азии для увеличения усилий по разрешению кризиса в Афганистане, что в настоящее время затрудняет перспективы строительства транзитных маршрутов по всему региону.

Более того, тот факт, что большая часть инвестиций в инфраструктуру внутри КПЭК (CPEC) планируется запустить через небезопасные провинции Пакистана — Хайбер-Пахтунхва и Белуджистан, где расположен Гвадар, представляет собой дополнительную проблему для участия стран Центральной Азии в проекте.

Источник: https://www.cacianalyst.org/publications/analytical-articles/item/13450-china-%E2%80%93-pakistan-eco…