НОВОЕ
на сайте

Мир о Китае КИТАЙ ВДРУГ СТАНОВИТСЯ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В США

КИТАЙ ВДРУГ СТАНОВИТСЯ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В США

12.05.2020

Пит Буттиджич (Pete Buttigieg) – американский политический деятель и бывший офицер военно-морской разведки США. Член Демократической партии. Какое-то время был одним из кандидатов от Демократической партии на президентских выборах 2020 года. В 2012-2020 годах бывший мэр Саут-Бенд, штат Индиана.

На днях П. Буттиджич опубликовал свое видение американо-китайских отношений в период правления Президента Трампа в известной и влиятельной газете «The Washington Post», которая во многом отражает мнения в политических кругах США. Материал вышел под громким названием «Китай желает видеть Трампа в качестве Президента еще на один срок».

Статья американского демократа хорошо отражает противоречивую ситуацию, которая сегодня сложилась в США и общий хаос в осмыслении американскими элитами внешнеполитической стратегии своей страны. Видимо, в Соединенных Штатах все еще нет понимания как сотрудничать с Китаем, который последовательно укрепляется на мировой арене и действует на по правилам, которые долгое время формировались в Вашингтоне.

В своей статье демократ П. Буттиджич полагает, что американский Президент постоянно утверждает о проявленной им жесткости к КНР. Но, по мнению автора, в период Трампа геополитический соперник США только усилился во время его президентского срока и приводит свои аргументы на этот счет.

Таким образом, мы видим, что и демократы, и республиканцы сейчас пытаются усилить свои позиции среди электората и победить на выборах за счет Китая. Удивительно, но китайская риторика вдруг становится доминирующей в американской избирательной повестке 2020. Любопытно, а куда делись Россия и все связанные с ней «политические страшилки»?

Трамп сейчас обвиняет Китай в распространении нового коронавируса в мире и за счет этого пытается прикрыть свои провалы в контроле над эпидемией внутри США (все антирекорды COVID-19 сегодня принадлежат американцам). Так он пытается переложить ответственность за свои ошибки в недооценке инфекции и провале государственной политики на КНР. Но американский избиратель не глуп и общество хорошо видит, как Белый дом самоустранился, а вся реальная сложная работа легла на плечи губернаторов штатов.

Американские демократы сегодня утверждают, что Трамп активно способствует усилению КНР и поэтому «Китай желает видеть Трампа в качестве Президента еще на один срок». Интересно, но, наверное, в Пекине пока об этом еще не знают, однако американский истеблишмент уже сформулировал это якобы «китайское желание» за китайцев и будет активно его транслировать для своих избирателей. Демократы считают, что «Трамп является кандидатом мечты для Китая».

Думается, что после президентских выборов в ноябре т.г. в Вашингтоне будет начато расследование ФБР в стиле «вмешательство Китая в выборы в США». При этом, по всей видимости, не так важно, кто победит – республиканцы или демократы. Такая же политическая истерия царила в США в 2016-2017 годы, когда там искали некий «след России». Кстати, тогда было много громких заявлений и скандалов, вбросов «фактов и доказательств», но сегодня на дворе 2020 год и никаких результатов нет и не будет.

И так, представляем своим читателям размышления демократического лагеря политического истеблишмента США о Китае, явно навеянных текущим избирательным циклом.

По мнению демократа П. Буттиджича, Президент Трамп прибегнул к отчаянной стратегии ради переизбрания. Он стремится переложить вину за провал в противодействии разразившегося кризиса из-за COVID-19 и в надежде на то, что общественность позабудет его первоначальную реакцию совместно с восхвалением Китая за «прозрачность» реакции на пандемию. Президент Трамп делает все возможное, чтобы представить в неверном свете бывшего вице-президента Джо Байдена, выставляя его «кандидатом мечты» от Пекина.

* * * * *

The Washington Post: Китай желает видеть Трампа в качестве Президента еще на один срок

В среду 6 мая т.г. Трамп заявил Reuters, что «Китай сделает все, что потребуется, ради того, чтобы я проиграл эту гонку». Он сделал аналогичное заявление в Восточной комнате Белого дома в четверг (7 мая). Трамп настаивает, что в опасном мире, он является единственной фигурой, противостоящей Китаю, который стремится получить геополитическое превосходство. Президент США также утверждает, что руководство Китая содрогается от возможного продления полномочий Президента на последующие 4 года.

На самом деле все обстоит ровно наоборот. Трамп является кандидатом мечты для Китая и его правительство напротив будет более чем радо вести дела с Трампом еще 4 года. В свой первый президентский срок Трамп не поставил Китай на колени. Он сделал его сильнее.

В то время как Коммунистическая партия Китая и китайский Президент Си Цзиньпин прикрывались пропагандистским стремлением к взаимовыгодному сотрудничеству и «обществом с общей судьбой» на самом же деле на протяжении долгого времени стремились догнать, а в последствие и превзойти Соединенные Штаты Америки в технологическом, экономическом и военном отношениях. Несмотря на то, что Китай является второй в мире экономикой, он все еще не равен американской силе, инновациям, ценностям и альянсам.

Однако, посреди того хаоса, который вызвал Трамп, Китай увидел для себя возможность подорвать эти преимущества и противопоставить свой диктаторский режим как более стабильную и привлекательную альтернативу нашему порой запутанному демократическому режиму.

Администрации Трампа не удалось ответить на технологический вызов Китая. Как следует из отчета Совета по международным отношениям за 2019 год об инновациях и национальной безопасности: «Несмотря на двухпартийную поддержку широкомасштабного технологического соревнования с Пекином, Белый дом не сумел сработаться с Конгрессом ради увеличения федеральной поддержки базовых исследований и разработок.

Как результат был принят поэтапный и лимитированный подход в реализации поддержки развития передовых технологий». В то же самое время отсталые иммиграционные решения Трампа подорвали наши возможности соревноваться за мировые таланты тогда когда они нам так необходимы.

Именно в этот момент инвестиции Китая в эти области стремительно возросли. В соответствии с анализом проведенным Институтом Брукингса, Китай в 4 раза увеличил количество университетских научных и инженерных факультетов с 360 000 до 1,7 миллиона за период с 2000 по 2015 годы. Центр безопасности и новых технологий Джорджтаунского университета предполагает, что правительство Китая, вероятно, инвестирует как минимум аналогичное количество капитала, как и Соединенные Штаты в стремлении стать «основным мировым инновационным центром искусственного интеллекта» к 2030 году.

Пресловутое торговое соглашение «Первая фаза», последовавшая за торговой войной, которая обошлась в десятки миллиарды долларов, и которая поставила многих американском фермеров перед лицом банкротства, навряд ли покроет свои расходы. На деле это даже никак не повлияло на главную претензию американцев к КНР – кражу интеллектуальной собственности и несправедливые субсидии. Трамп принял удар на себя, когда как Китай продолжает промышлять кражей интеллектуальной собственности и удваивает перекосы субсидий в стратегически важных технологиях, таких как усовершенствованные полупроводники.

Трамп также предоставил Китаю свободу действий в отношении нарушений прав человека. Пока весь мир все больше узнает о том, что творится в Синьцзяне, возможно являющимся наиболее крупным интернированием религиозной или этнической группы со времен Второй Мировой Войны – Трамп остается безмолвным. Когда в прошлом году уйгурская активистка Джухер Илхам была приглашена в Белый дом и попыталась рассказать о бедственном состоянии уйгуров в Синьцзяне, то Президент спросил в ответ: «Где это? Это в Китае?». Тогда он смог только продемонстрировать бессердечную оценку, как: «Это жестокие дела». И когда власти Гонконга, поддерживаемые Пекином, стали подавлять в ноябре 2019 года протесты, единственное, что Трамп сказал, так это то, что он «стоит рядом с Президентом Си».

Ни один американский лидер не сделал больше, для того чтобы ослабить международные альянсы США в сфере безопасности. На протяжении десятилетий Пекин выступал против того, что китайские аналитики называли «реликтом холодной войны» и бесперспективным сотрудничеством США. Не вызывает удивления, что они видят ситуацию в этом свете: исторические альянсы Америки и партнерства включают около две трети мировых затрат в оборону, размещение военных контингентов по всему миру, и последующее за этим распространение экономического и политического влияния. Самым заметным альянсом Китая на сегодняшний день выступает Северная Корея, которая больше выступает в качестве его саттелита.

Трамп придал большое значение своей дружбе с диктатором Северной Кореи, Ким Чен Ыном – и ему все еще нечего продемонстрировать – кроме как, вновь заявляя об его поддержке отзыва войск из Южной Кореи, что в принципе является давней целью Коммунистической партии Китая. Трамп угрожал тарифами давним союзникам, превратил разговоры о разделении бремени во взимание платы и также сказал, что некоторые наши европейские друзья – включая страны, которые воевали с нами бок о бок в Афганистане на протяжении долгого времени – «хуже, чем Китай».

Нарушив отношения с Европой, Трамп также сделал сложнее для наших ключевых союзников отвергнуть китайский Huawei в качестве провайдера беспроводной сети 5G, иначе может показаться, что они подчиняются воле Трампа, несмотря притеснения, оказываемые им. Последующие 4 года, видимо, не оставят ничего от поколений американской дипломатии и создания прочных союзнических альянсов.

И наконец, Трамп спокойно уступил власть и влияние США в международных институтах, отзывая представительство страны в международных организациямх и не предлагая взамен никаких серьезных планов для проведения реформ. Начиная от Совета ООН по правам человека вплоть до Международного союза электросвязи, созданный вакуум от исчезнувшего американского лидерства позволит Пекину фактически переписать правила и стандарты, которые впоследствии могут создать идеологическую и технологическую конкуренцию с Китаем, которая продлится десятилетиями.

Все это происходит в то время, пока Китай движется к перестройке своей основной архитектуры Интернета и стремится склонить технологические стандарты на пользу своим корпорациям и авторитарным ценностям. Реакция Трампа на давление Пекина на Всемирную организацию здравоохранения заключалась только в угрозе прекратить финансирование, которое в принципе только уступит организацию под все более возрастающее влияние Китая.

Трамп хотел бы заставить нас поверить в то, что он и только он способен защитить Америку от неправомерных действий Китая. В реальности, его непоследовательность, хвастовство и в некоторые критическое моменты, отступления предоставили Китаю исторические возможности утвердиться в глобальной иерархии.

Как сказал профессор Ян Суетун, ведущий китайский стратег: «Трамп подорвал систему международных альянсов в области безопасности, возглавляемую США, и тем самым улучшил мировую обстановку для Китая». Он также оценил его действия так: «с тех пор как Трамп вступил в должность, отношения Китая с союзниками США, включая Японию заметно улучшились.

На самом деле я уверен, что Китай в данный момент является свидетелем наилучшей стратегической возможности после окончания холодной войны». Коронавирус только поднял ставки. Во время данного кризиса, как было заявлено китайским писателем-националистом Ли Гунман, Пекин видит «водораздел… который разделяет старый и новый мировой порядок». Если говорить другими словами, то, многое из этого может дать убедительное преимущество китайскому режиму за счет открытости и демократии, за которые Америка выступала в своих лучших проявлениях.

Китай, будучи стратегическим конкурентом, приветствует поляризованную и парализованную Америку. Реакция Трампа была представлена из множества стратегий, которая в итоге играла на пользу долгосрочным планам Китая. В то же время последние необдуманные риторики только поощрили фанатизм и всплеск преступлений на почве ненависти по отношению к американцам азиатского происхождения. Пекин видит в этом для себя возможность поставить под сомнение американский проект и саму либеральную демократию. Единственная вещь, на которую ставит ставку Китай, так это на очередной срок Трампа.

Источник: https://www.washingtonpost.com/…/trump-china-biden-election/

Центр по изучению Китая,

г. Нур-Султан, 2020 год